Политический баттл: лидера Украины изберут на стадионе

Политика все более явно превращается в разновидность шоу и часть глобальной индустрии развлечений. Будучи не в силах решить проблемы людей и государств, политики, в том числе активно рвущиеся в их ряды на волне ненависти к традиционным элитам представители шоу-бизнеса, щедро кормят народ зрелищами. Венец этой общемировой тенденции — дебаты кандидатов в президенты Украины, которые пройдут 19 апреля на главном стадионе страны накануне второго тура.

Политический баттл: лидера Украины изберут на стадионе
© Газета.Ru

Художественный руководитель и актер «Студии Квартал 95» Владимир Зеленский, в ходе предвыборной кампании говоривший крайне мало и предпочитавший общаться с аудиторией в социальных сетях, решил пригласить действующего президента Петра Порошенко, набравшего в первом туре вдвое меньше голосов, на дебаты… на стадион. Порошенко, вопреки многим прогнозам, согласился. Его положение таково, что приходится идти на самые отчаянные меры, чтобы если не выиграть президентские выборы, то хотя бы набрать побольше голосов, создав своей партии плацдарм перед осенними выборами в Верховную раду.

«Правила дебатов прописаны в законе о президенте, почитайте будьте добры. Они могут проводиться на базе Общественного телевидения с трансляцией по всем телеканалам для десятков миллионов людей. Но стадион, так стадион. Я жду вас, Владимир Александрович», — написал Порошенко в своем твиттере.

К слову, твиттерная дипломатия с легкой руки Дональда Трампа стала еще одной модной политической тенденцией — от твитов президента США мир бросает то в жар, то в холод.

Дебаты кандидатов в президенты должны состояться на киевском стадионе «Олимпийский», который после реконструкции вмещает 70050 человек и является самым большим на Украине. Кстати, интересно, будут ли туда продавать билеты и сколько людей придет на «матч» Порошенко-Зеленский — больше, чем на играющее здесь киевское «Динамо», или нет? И как будет обеспечиваться безопасность кандидатов и зрителей — зрелище ведь может оказаться опаснее иного футбольного матча?

Национальные телеканалы уже заявили о том, что у них есть техническая возможность транслировать это невиданное шоу в прямом эфире.

Похоже, 19 апреля Украина станет хедлайнером мировых новостей шоу-бизнеса. Дебаты кандидатов в президенты на стадионе — невиданная пока вещь в мировой политике.

Стадионы используются в некоторых странах для партийных съездов или митингов, но не для дебатов. Ну и, конечно, в соцсетях сразу вспомнили чилийского диктатора Пиночета, который после военного переворота использовал стадион «Насиональ де Чили» в Сантьяго для пыток и расстрелов своих политических противников.

В Киеве крови непосредственно на стадионе, хочется верить, не будет — Украину и других заинтересованных зрителей, скорее, ждет что-то вроде политического рэп-баттла. При этом Зеленский обладает навыками стендап-комика, не показав пока способности сколько-нибудь внятно говорить своими словами на политические темы, а Порошенко считается одним из лучших ораторов среди украинских политиков.

То есть язык у двух солистов предстоящего политического концерта на стадионе «Олимпийский» подвешен.

Развлечение и насмешки над действующей властью становятся одним из главных способов борьбы за голоса избирателей в современном мире. Люди не хотят, а зачастую физически (или, точнее, умственно) не могут разобраться ни в программах кандидатов, ни в идеологии, ни в нюансах экономической политики. Последствия работы политиков они привыкли оценивать по своим кошелькам. Если в животе урчит и нет работы — власть лучше поменять. Особенно если появляется кто-то, кто обещает все быстро изменить к лучшему и примерно наказать воров из действующей власти.

Собственно, еще вождь мирового пролетариата Владимир Ленин говорил, что «каждая кухарка должна научиться управлять государством». Проблема в том, что сейчас «кухарки» или шоумены могут прийти к власти, так и не научившись управлять. И учатся, так сказать, по ходу дела экспериментируя на живых людях.

При этом есть риск, что талантливый шут окажется и шутом политическим — марионеткой в руках закулисных хозяев, которые будут рулить страной за спиной такого президента из «шоубиза».

С помощью того же Зеленского, судя по некоторым персонажам в его предвыборной команде, ряд украинских олигархов (как минимум, Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ) пытаются поквитаться с режимом Петра Порошенко за свои финансовые потери при нынешней украинской власти.

Однако мода на политиков из индустрии развлечений, делающих карьеру на зрелищном высмеивании традиционных элит, только нарастает. Причем не всегда правление дилетантов становится какой-то катастрофой. Хрестоматийный пример реального успеха абсолютных «политических отморозков» дала миру Исландия. В 2010 году на выборах мэра Рейкьявика, местные жители, традиционно голосовавшие за консерваторов, отдали предпочтение «анархо-сюрреалистам».

Называлась их политическая организация просто и незатейливо — Лучшая партия. За них проголосовало тогда чуть больше, чем за Владимира Зеленского в первом туре президентских выборов на Украине — 34,7%. Лидер партии, комик и панк-музыкант Йон Гнарр в зале, переполненном ликующими (многие из них были еще и в состоянии алкогольного опьянения) анархистами, заявил: «Добро пожаловать в революцию! Ура всевозможным вещам!» В команду мэра Гнарра (которого, по его собственному признанию, буквально все вокруг долго считали «абсолютным идиотом») вошли басист хэви-метал-группы и бывший участник группы, которая играла с самой Бьорк, человек по кличке Князь Тьмы.

Поскольку в столице Исландии живет треть населения страны и еще примерно треть работает, мэр Рейкьявика — фактически второй человек в государстве после премьер-министра.

За четыре года абсолютные дилетанты вывели исландскую столицу из глубокого экономического кризиса. А потом радостно ушли из политики — в Исландии вообще нет проблемы стать премьер-министром из рыбаков и потом уйти обратно в рыбаки.

Продолжает делать политическую карьеру популярный итальянский комик Беппе Грилло, раньше в буквальном смысле материвший практически всех политиков на многотысячных митингах. Его движение «5 звезд» сейчас входит в двухпартийную правящую парламентскую коалицию в Италии. Правда тут об успехах правительства с участием партии комика говорить пока рановато. Трамп вел телевизионное шоу The Apprentice. Арнольда Шварценеггер и Рональд Рейган пришли в большую политику, сделав выдающие карьеры киноактеров.

В России такая ситуация пока кажется невозможной, хотя и у Владимира Путина был опыт выступления на митингах и на стадионе. Правда, здесь ситуация иная – опытный политик собирал стадионы лишь после победы, чтобы поблагодарить сторонников. С другой стороны, советские политики тоже были не чужды замашек шоуменов — чего стоит хотя бы знаменитый удар ботинком (точнее, сандалией) по столу Никиты Хрущева в знак протеста во время обсуждения на Генеральной Ассамблее ООН положения в Венгрии в 1960 году.

Впрочем, политические предвыборные шоу кончаются, а проблемы-то остаются. Конечно, дебаты кандидатов в президенты Украины на главном стадионе страны (если что-нибудь не сорвется и они действительно состоятся), войдут в историю. Только проблем жизни граждан Украины они точно не решат.

Впрочем, как показывает жизнь, само правление политиков тоже может стать нескончаемым шоу — социальные сети многократно умножили возможности самопиара государственных мужей. А эффектные внешние жесты правителей и набор ритуалов с незапамятных времен остаются одним из важнейших атрибутов управления. Лидер должен быть (точнее, казаться людям) величественным, снисходительным, недоступным, простым парнем — в зависимости от ситуации. Но точно не должен быть смешным. В отличие от комика.