Как Иран может ответить на ультиматум США
Тегеран оставляет за собой право «судебного преследования» США в ответ на выдвинутые накануне госсекретарём Майклом Помпео 12 требований. Об этом заявил МИД Исламской республики. С точки зрения иранской стороны, Вашингтон угрожает суверенному государству и пытается вмешаться в его дела. По мнению экспертов, иранская сторона сейчас ждёт реакции ЕС на ультиматумы Белого дома, но в случае обострения ситуации может вернуться к реализации своей ядерной программы. Какие шаги может предпринять Тегеран в противостоянии с Вашингтоном, выяснял RT.
Соединённые Штаты продолжают давление на Исламскую республику. 22 мая Белый дом внёс пять физических лиц в санкционный список по Ирану, сообщает пресс-служба Министерства финансов США.
Ранее, 21 мая, госсекретарь США Майкл Помпео, выступая в Heritage Foundation, выдвинул список из 12 претензий к Тегерану.
Среди них — полное прекращение любых программ по обогащению плутония, расширение доступа наблюдателей МАГАТЭ на объекты ядерной программы, прекращение строительства баллистических ракет высокой дальности, вывод всех подконтрольных подразделений из Ирака и Сирии.
Глава американской дипломатии обвинил Иран в поддержке терроризма и обстреле территории Саудовской Аравии из Йемена и призвал прекратить враждебные действия в отношении Соединённых Штатов и их союзников.
За две недели до этого президент США Дональд Трамп заявил о выходе США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана 2015 года и о возвращении в полной мере действовавших до этого односторонних санкций против Исламской республики.
«Иран рассматривает бесстыдные заявления госсекретаря США как очевидное вмешательство во внутренние дела и незаконную угрозу против государства — члена ООН и оставляет за собой право на судебное преследование», — прокомментировали в МИД Ирана заявление, сделанное Помпео.
В свою очередь президент Ирана Хасан Рухани отметил, что США не могут отдавать приказы Тегерану.
Как заявил 22 мая на пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, теперь многое будет зависеть от реакции Ирана на выдвинутые США требования.
«Вопрос в том, как оценивает эти 12 пунктов Тегеран. Вы знаете, что и Кремль, и Тегеран, и соответствующие европейские страны подтвердили свою приверженность совместному комплексному плану деятельности. И подтвердили своё намерение и далее сохранять эту приверженность», — подчеркнул Песков. «Ответные меры могут быть самыми различными, — заявила в интервью RT старший научный сотрудник Центра Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Фёдорова. — Судебное преследование — возможный вариант. Иран может обратиться в ВТО, в Международный суд ООН в Гааге».
Однако, по словам эксперта, в Тегеране понимают, что эти организации во многом зависят от финансирования США, и потому своевременного и быстрого ответа добиться от них не получится.
Ранее о том, что страны ЕС готовы оспорить в ВТО односторонние санкции США против Ирана заявлял официальный представитель правительства Франции Бенжамен Гриво.
В ожидании ЕС
«Иран сейчас волнует реакция Европейского союза на заявления, которые сделал Трамп, а Помпео конкретизировал», — заявил в беседе с RT профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Дружиловский.
После выступления госсекретаря США Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини призвала международное сообщество нормализовать экономические и торговые отношения с Ираном. Ранее ЕС запустил процедуру блокирующего статута, позволяющую европейским компаниям обходить новые американские санкции. В свою очередь министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф призвал страны ЕС увеличить свои инвестиции в Иран.
«У Ирана есть опыт использования обходных путей», — отмечает Фёдорова.
В частности, по мнению эксперта, республика может перейти на использование евро во взаиморасчётах со странами ЕС.
«Таким образом, Иран избежит необходимости проводить свои операции в долларах через американские банки», — поясняет эксперт.
Кроме того, по её словам, возможно использование бартерных механизмов. Прежде они относительно успешно применялись в торговле с Индией и Китаем.
Однако, с точки зрения Фёдоровой, европейские компании, если они будут поставлены перед таким выбором, предпочтут уйти с иранского рынка, чтобы не терять более важный рынок — американский. В этом случае оставшиеся торговые партнёры Ирана, типа Китая, получат дополнительный рычаг давления на Исламскую республику, что невыгодно Тегерану.
Перспективы переговоров
«Европа не присоединится к экономическим санкциям, которые обещают ввести США. Уже были сделаны заявления со стороны бизнеса и руководства ЕС», — отмечает Дружиловский.
Однако, по его мнению, и с позицией США тоже всё не так просто. И Трамп, и Помпео заявляли о необходимости новых переговоров с Ираном. ЕС может ухватиться за это предложение.
«Европа не поддержит требования американцев, но поддержит идею переговоров», — отмечает Дружиловский.
По словам эксперта, несмотря на невыполнимость требований, которые предъявлены американцами, Тегеран может, в конце концов, приступить к диалогу.
«Время будет идти, санкции не будут вводиться. Ирану это и нужно, — объясняет политолог. — Они умелые переговорщики, годами могут обсуждать проблему и все равно настоят на своём».
По мнению Фёдоровой, теоретически Иран может пойти на переговоры по своей ракетной программе или своему присутствию в тех или иных точках Ближнего Востока.
«Но надо иметь в виду, что иранская дипломатия имеет более чем двухтысячелетний опыт. Начало переговоров вовсе не обязательно будет означать, что Тегеран готов идти на уступки в отсутствие серьёзных преференций», — пояснила эксперт.
Конфликтный сценарий
По мнению министра иностранных дел Германии Хайко Мааса, если стратегия диалога зайдёт в тупик и Совместный всеобъемлющий план действий утратит силу, то Иран может снова вернуться к реализации своей ядерной программы.
«Мы считаем, что без этого соглашения (СВПД. — RT) мы можем столкнуться с риском того, что Иран вновь начнёт ядерную программу, что идёт вразрез с интересами безопасности не только Германии, но и всей Европы», — отметил Маас, подчеркнув, что обсудит эту проблему на встрече с Майклом Помпео в Вашингтоне 23 мая 2018 года. «Самое неприятное, что может произойти, это если Иран действительно выйдет из ядерной сделки со странами Европы, Россией и Китаем и приступит к обогащению урана, — считает Фёдорова. — Это приведёт, в конечном счёте, к нарушению режима нераспространения ядерного оружия».
Ранее иранские власти заявляли о том, что готовы и к таким шагам. В свою очередь в Саудовской Аравии неоднократно утверждали, что в ответ на подобные действия сами могут обзавестись ядерной бомбой.
«Иран в обязательном порядке начнёт обогащение урана, если Европа присоединится к американским санкциям и американскому подходу по отношению к СВПД, — считает Дружиловский. — Другого выхода у Ирана нет. Если Европа и США объединятся, это будет опасно как для Ирана, так и для нас и всего мира, поскольку будет означать военную консолидацию НАТО».