Не учите орла летать: возможна ли свободная Польша без свободной Украины?

Традиционный «Марш орлят» в Перемышле оказался не таким скандальным и многочисленным, как в 2016-м. Накануне официальной смены премьера Польши организаторы явно не хотели негативного резонанса акции

Возможна ли свободная Польша без свободной Украины?
© РИА Новости, Алексей Витвицкий

Впервые о «Марше орлят Перемышльских и Львовских» на Украине заговорили в 2014-м, хотя акция до этого проходила уже не один год. Марш посвящён польским гимназистам и студентам, защищавших Перемышль и Львов от войск Западно-Украинской народной республики в ноябре-декабре 1918 года и в значительной мере является аналогом украинских акций памяти «героев Крут». Именно три года назад акция стала самой массовой за всю свою историю, в ней приняли участие свыше трёх тысяч людей, причём не только из Перемышля, но и со всей Польши. Тогда интерес к мероприятию был подогрет заявлениями «Правого сектора» о том, что Польша должна отдать Перемышль Украине, а также выходкой двух украинских студентов, обучающихся в этом городе — они выложили в соцсети свое фото на фоне красно-чёрного фото УПА (которую в Польше считают преступной организацией).

В 2014году участники марша, проходя мимо Украинского народного дома (УНД) в Перемышле, скандировали «Znajdzie się kij na banderowski ryj!» («найдётся дубина на бандеровское рыло»). Но куда более скандальным стал марш в прошлом году — тогда один из местных активистов рядом с УНД выкрикнул «Смерть украинцам!» И хотя прокуратура оперативно нашла кричавшего и обвинила его в разжигании ненависти по национальному признаку, 23 ноября 2017 года окружной суд Перемышля признал 31-летнего Адриана Н. невиновным. Немудрено, что и в Польше, и на Украине ожидали от запланированного на 10 декабря этого года марша очередных провокаций.

Более того, всё указывало на то, что провокации действительно готовились, причём как раз украинцами. В город прибыла группа телеканала «СТБ», однако киевские журналисты не пытались взять комментарии у организаторов и участников акции — комментатора они привезли с собой и снимали на фоне марша. Когда колонна начала приближаться к Украинскому народному дому, возле него появилась группа людей спортивной наружности. Однако каким же было разочарование ожидающих скандала (а такие явно были и с польской стороны), когда в квартале от УНД марш свернул на совсем другую улицу. Это было запланированное изменение маршрута, которое организаторы согласовали с властями города и полицией — но об этом не знала пресса.

Не спровоцировать

В целом создавалось впечатление, что политики, стоявшие за проведением марша, прилагали основные усилия как раз к тому, чтобы не дать ни малейшего повода обвинить их в антиукраинских действиях. Даже минута молчания возле восстановленного в 1994-м году памятника «Перемышльским Орлятам» была официально объявлена в знак памяти погибших 99 лет назад с обеих сторон. Ни один из политиков, под патронатом которых проходил марш, на митинге у памятника не выступал, ограничившись возложением цветов. Причём если поведение мэра Перемышля Роберта Хомы еще можно было объяснить тем, что он не хочет вновь оказаться в украинских «чёрных списках» (17 января 2017 пана Хому не пропустили на Украину, и после ноты МИД Польши запрет на въезд был снят по личному требованию Порошенко), то депутат Сейма Польши Войцех Бакун, похоже, разочаровал своих радикально настроенных сторонников.

Ведь именно политическая сила пана Бакуна «Кукиз'15» инициировала законопроект «О запрете бандеризма», и депутат неоднократно лично поддерживал это предложение. Проект оппозиционеров оказался слишком радикальным даже для правящей партии «Право и Справедливость», и был снят с рассмотрения в сейме 8 ноября, хотя к тому времени польско-украинские отношения начали резко ухудшаться. Напомню, все началось 1 ноября, когда глава МИД Польши Витольд Ващиковский заявил о том, что «люди, которые демонстративно носят мундиры СС «Галичина», в Польшу не въедут», и с тех пор жесткость польских дипломатов только усиливается.

К примеру, в опубликованном 10 декабря интервью киевской «Деловой столице» посол Польши в Украине Ян Пекло заявил, что начало истории с «черными списками» положила именно Украина, напомнив инцидент с Хомой. А днем ранее польские СМИ обнародовали слова главы политического кабинета МИД Польши Яна Париса во время дискуссии в Варшаве: «неправда, что существование Украины является необходимым условием существования свободной Польши». Это весьма серьёзное заявление, несмотря на неофициальный статус дискуссии, поскольку является отрицанием постулата творца польской государственности в ХХ века Юзефа Пилсудского, утверждавшего, что «без свободной Украины не будет свободной Польши».

Скорее всего, осторожность организаторов «Марша орлят» в Перемышле объяснялась тем, что на 11 декабря было запланировано официальное представление правительства нового премьера Польши Матеуша Моравецкого, и глава МИД Ващиковский до последнего момента считался главным кандидатом «на вылет». Более того, его сменщиком СМИ называли Кшиштофа Щерского, ныне главу администрации президента Польши, который занимает более сдержанную позицию по отношению к Украине. К примеру, именно он в статусе сопредседателя Консультационного комитета президентов Украины и Польши вместе с заместителем главы администрации президента Украины Константином Елисеевым проводил недавно в Кракове переговоры, призванные снизить накал в отношениях между странами и не допустить срыва визита президента Польша Анджея Дуды, анонсированного на 13 декабря.

Однако новый премьер Польши Моравецкий в понедельник представил на подпись президенту Дуде прежний состав кабинета министров. Сложно сказать, является сохранение Ващиковским постав главы МИД лишь временным, или его радикальные заявления в адрес Украины действительно импонируют Моравецкому — ведь он сразу же после своего номинирования на пост премьера заявил, что отношения с Украиной необходимо строить на исторической правде и нельзя забывать о таких событиях как «геноцид на Волыни».

Время свести счеты

Организаторы «Марша орлят Перемышльских и Львовских» имеют более широкий перечень событий, которые они не собираются забывать. К примеру, упомянутый депутат Сейма Войцех Бакун выступает за созыв «честного форума» для обсуждения всей общей истории Польши и Украины, среди которой и война 1918-1919 годов, и кровавые конфликты 1930-40-х годов, которые происходили не только на Волыни. Однако и власти, и часть оппозиции в Польше сходятся в том, что Киев за последние годы получил слишком много поблажек от Варшавы, и должен наконец рассчитаться — если не в экономической плоскости, то хотя бы в исторической.

При этом любые претензии со стороны Украины — типа недавнего заявления главы МИД Климкина о том, что миллионы украинских гастарбайтеров «спасают польскую экономику» — в Польше воспринимают крайне раздражительно. Позиция Варшавы — «aquilam volare doces», не учите орла летать, особенно если орёл польский, а самозваные учителя размахивают флагами с «соколом Рюрика» (предтечей нынешнего украинского тризуба). И даже если ради визита президента Дуды в Украину риторика польских политиков и чиновников на некоторое время может стать менее резкой, принципиально ситуацию это не изменит.

Конечно, привычный лозунг «Помним польский Львов!» на марше к столетию независимости Польши в ноябре 2018-го вряд ли превратится в «Верните Львов!». Однако если Украина продолжит терять субъектность нынешними темпами, это требование может быть реализовано просто явочным порядком.