Как появились осетины
Осетинский этнос насчитывает сотни лет, но его родословная корнями уходи вглубь тысячелетий к легендарным ираноязычным народам Северного Причерноморья. Отголоски этих связей можно встретить и в русском языке. В поисках ответа Появившиеся на Северном Кавказе во второй половине XVIII века европейские ученые-путешественники впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили искушенных в научной работе мужей в тупик. Плохо зная историю Кавказа и его этнографическую родословную в поисках ответа на эти вопросы, европейцы приходили к ошибочным выводам. Остатками древних половцев называл осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гагстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере считал осетин потомками финно-угорских племен. Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным аргументом для Пфаффа послужило обнаруженное им внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый обратил внимание и на некоторые общие черты жизненного уклада двух народов. Среди них, к примеру, такие сходные положения: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешалось иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов. Наряду с эими предположениями в начале XIX века немецким востоковедом Юлиусом Клапротом была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в концеXIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа. Долгая родословная Богатейшая история осетинского народа впитала в себя, по крайней мере, 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины. Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья между нижним течением Дуная и Дона еще в VIII веке до н. э. В IV столетия до н. э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу, переживавшую свой «золотой век». Однако в III веке до н. э., подвергшись нападению родственных сарматских племен, скифы оказались частично уничтожены, частично рассеяны, однако значительная их часть была ассимилирована сарматами. В III веке н. э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть из которых увлеченная гуннскими всадниками понеслась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникает христианство. Его до сих пор исповедует большая часть жителей Северной и Южной Осетии. В 1220-х годах в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин. Загадочный «дон» Этнографические исследования осетин установили, что их язык относится к иранской группе индоевропейских языков, которая включает также персидский, афганский, курдский, таджикский, татский, талышский, белуджский, ягнобский, памирские языки и диалекты. Ранее, примерно VI – IV веках до н. э. этой группе принадлежали древнеперсидский и авестийский языки. Именно благодаря собранию огромного количества языковых данных крупнейшими востоковедамиВсеволодом Миллером и Василием Абаевым было установлено, что непосредственными предками осетин являются средневековые племена аланов, которые в свою очередь унаследовали скифо-сарматскую родословную. Языковой материал скифо-сарматского мира, охватывавшего обширные территории между Дунаем и Каспием, сохранился в нескольких тысячах топонимических названий и собственных именах. Мы их встретим и в трудах античных авторов, и в многочисленных греческих надписях, оставшихся на месте древних городов-колоний: Танаиды, Горгиппии, Пантикапеи, Ольвии. Абсолютное большинство скифо-сарматских слов может быть идентифицировано посредством современного осетинского языка, так же как и древнерусская лексика проглядывает чрез словарный состав современного русского языка. Возьмем, к примеру, слово «дон», что по-осетински означает «вода». Из этого слова выросли названия других рек – Днепра, Днестра, Донца, Дуная. Здесь можно усмотреть справедливость гипотезы, согласно которой в осетинском народе видят арийские корни. Слово «дон» согласно большинству ученых восходит к арийской основе dānu – река, которая в древнеиндийском языке означала также «каплю, росу, сочащуюся жидкость». Профессор Абаев считает, что переход «dān → don» произошел не ранее XIII—XIV веков, когда осетины (аланы) уже не были массово представлены на юге России. По его мнению, русскую форму «Дон» нельзя связывать непосредственно с современным осетинским «don», эти слова родственны через скифо-сарматский язык. Что же касается самого наименование осетинского народа, то оно попало в русский язык от грузинского названия Алании – «Осети». Осетинский язык таит еще в себе загадки. Так, название английской столицы – Лондон – осетины воспринимают как свое, потому что на их родном языке оно означает «гавань или пристань». Есть и другие примеры. Город Дувр по-осетински звучит как «ворота», Бонн – как «день», а Лиссабон – «восходящий день». Подобных интригующих топонимов в европейских языках насчитывается не менее полутысячи. Из средневековья в современность В религиозных воззрениях осетинского народа можно увидеть причудливое смешение различных верований – христианских, мусульманских, языческих. Однако большинство осетин считаются приверженцами православия, проникавшего к ним в раннее средневековье из Византии, позднее из Грузии, а с XVIII века – из России. 25 сентября 1750 года считается точкой отсчета официальных взаимоотношений осетинского и русского народов. В этот день в Петербург прибыла делегация осетинских послов, сообщившая императрице Елизавете Петровне, что «весь осетинский народ желает быть подданным русской короны». Русская императрица позволила осетинам спуститься с гор и расселиться на равнинах Северного Кавказа. Вскоре на берегу Терека вырос город-крепость Владикавказ. В конце XVIII века от стен Владикавказа через Кавказский хребет прошла важная магистраль – Военно-Грузинская дорога, охрана которой была поручена отважным воинам – осетинам. Многовековые осетино-русские взаимоотношения всегда носили мирный характер, что благоприятствовало налаживанию плодотворного сотрудничества. При этом российская культура оказывала непосредственное влияние на осетинскую. В частности, становление осетинской письменности связано с именем российского академика Андрея Шёргена, а основоположником литературного осетинского языка и художественной литературы является Коста Хетагуров, получивший образование в художественной академии Петербурга. Истрия повернулась так, что северные и южные осетины оказались разделенными хребтами Кавказа и государственными границами. Северная Осетия осталась в российских пределах, Южная – на территории Грузии. Экстремистская политика тбилисских властей поставила жителей Южной Осетии перед выбором – «быть или не быть», сохранить свое национальное лицо или раствориться в грузинском этносе. После длительной эскалации конфликта приведшего к трагическим событиям августа 2008-го, осетины бесповоротно выбрали первое.