Запрет, озвученный главой Госкомитета, создаст проблемы для верующих
БАКУ, 3 июл — Sputnik. Для людей, которые следуют религиозным обрядам, заключение религиозного брака — никаха — имеет большое значение. Об этом Sputnik Азербайдан сказал теолог Исмаил Ахмед, комментируя недавнее заявление о запрете никаха без официального брака. На днях председатель Государственного комитета по работе с религиозными структурами АР Мубариз Гурбанлы заявил, что в Азербайджане заключение никаха без официальной регистрации брака незаконно, сообщает АПА. Религиозные деятели, не соблюдающие данное требование, будут наказываться. Гурбанлы также отметил, что Азербайджан – светская страна, и заключение браков регулируется соответствующей государственной структурой. Кябин можно делать в том случае, если брак был заключен структурой, осуществляющей запись актов гражданского состояния. "Религиозные деятели, заключившие религиозный брак без подтверждения данной госструктуры, будут отстранены от занимаемых должностей. Если же этот религиозный деятель занимается неофициальной деятельностью, тогда он будет привлечен к ответственности сотрудниками правоохранительных органов", — заявил глава госкомитета. По словам Исмаила Ахмеда, свадьбы в Азербайджане играют после церемонии обручения, а это может занять и месяц, и год. С точки зрения шариата заключение кябина означает, что между парой установлены отношения мехрем (термин, обозначающий, что между мужчиной и женщиной существуют отношения, в том числе интимные, как между законными супругами — ред.). "Тем самым, для религиозных людей никах — это важно, но для других все это не имеет особого значения", — отметил Ахмед. Теолог также указал, что в Азербайджане, как правило, регистрируются в загсе за несколько дней до свадьбы. "Возникает вопрос, например, как с точки зрения шариата пара сможет следовать мехрем? Как можно и нужно решать эту проблему?", — вопрошает теолог и сам же отвечает, что другого пути, кроме как заключение никаха, не существует. Он также указал, что заключение брака по шариату — даже официальным религиозным деятелем — не имеет никакой юридической силы, в том числе в случае развода или смерти одного из супругов: "Брак по шариату не делит имущество, не обеспечивает наследством, все это осуществляется через официальный брак". Отсутствие никаха — это проблема для религиозных слоев населения, а значит, ее следует как-то отрегулировать. "Если есть альтернативный путь – пусть предлагают, но я его не вижу", — заключил он. В свою очередь, другой теолог Эльшад Мири считает, что Гурбанлы сделал заявление, предварительно посоветовавшись с председателем Управления мусульман Кавказа, тем самым механизм будет осуществляться в рамках внутреннего устава УМК. Он также отметил, что вопрос этот обсуждается годами, кроме того, неоднократно поднимался в соседней Турции, но тоже безрезультатно. При этом теолог выразил надежду, что УМК выступит с заявлением и объяснит всем, что понятия "религиозный брак" не было ни во времена пророка, нет и в священном Коране. "Сегодняшний официальный брак по сути замещает религиозный", — подытожил теолог.