ТАЛЛИНН, 31 мая — Sputnik, Алексей Тоом. Потеря транзитных грузов, ударившая по портам Эстонии и других стран Балтии, теперь грозит и другим морским воротам северной части Европейского континента. Потоки грузов из Китая перенаправляются в греческий порт Пирей, купленный китайцами в прошлом году. В 2016 году китайская государственная компания Ocean Shipping Company (COSCO) приобрела примерно за 350 миллионов евро контрольный пакет акций порта Пирей, в который теперь перенаправлены предназначенные Европе потоки грузов из Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Многие европейские компании, как известно, в прежние годы перебазировали свои промышленные производства в КНР, где сейчас производятся готовые изделия и комплектующие, поступающие затем на сборочные предприятия или в логистические центры Европы. Пирей — не единственный морской порт, купленный китайцами за последние годы. Ранее они освоили торговые гавани Алжира, Австралии, Канады, Пакистана. Предполагается, что таким образом Китай берет под контроль важнейшие морские маршруты, чтобы обеспечить своим товарам упрощенный путь к западным потребителям. Страны Балтии, впрочем как и Россия, в этой цепочке отсутствуют, хотя проект "Новый шелковый путь" и предлагает им некую альтернативу. Роттердам и Гамбург нервничают Выступавшие на прошедшем на днях в греческом Серре форуме "Сотрудничество Балкан и Черного моря" говорили, в частности, о том, что корпорация Hewlett-Packard переводит свои логистические центры из порта Роттердам в порт Пирей, куда теперь прибывают комплектующие ее компьютеров и сами компьютеры HP, изготавливаемые на предприятиях в Китае. Майкл Христидес, генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества Черного моря, отметил, что подобный пример объясняет тревогу морских портов Северной Европы относительно китайской инвестиционной экспансии на юге континента. Роттердам, Гамбург и другие порты Северного моря и Балтики теряют грузопотоки и крайне недовольны этим, о чем ставят в известность Брюссель, обвиняя Китай в нарушении международных торговых правил. Были бы деньги — порт найдется Суммарный оборот морских грузоперевозок порта Пирей превышает сейчас 10 миллионов тонн, сюда прибывает около 26 тысяч судов в год, через него проходит более 5 миллионов пассажиров. Нет никаких сомнений, что китайский инвестор в скором времени постарается нарастить возможности этого транспортного узла. Уже сейчас китайцы озаботились модернизацией железной дороги, связывающей регион со странами Северной Европы. Еще в 2014 году Китай, Венгрия и Сербия подписали совместный меморандум о модернизации имеющегося железнодорожного пути между Белградом и Будапештом и превращении его в высокоскоростную магистраль. Проект оценивается в 3,2 миллиарда евро и вызывает беспокойство Брюсселя, который считает весь проект недостаточно прозрачным для ЕС. Китай предоставляет греческим и сербским партнерам, а также другим странам региона Западных Балкан низкопроцентные займы на реализацию инфраструктурных проектов, которые, если рассматривать их в комплексе, формируют коридор доставки грузов из порта Пирей в Западную и Северную Европу. По мнению выступавших на форуме в Серре экспертов, Китай старается избежать противопоставления своих торговых интересов интересам России на Северном морском пути и интересам США, оседлавшим пути в Индийском океане. Европа в этом смысле, как считают некоторые эксперты, представляется Китаю менее серьезным конкурентом в сфере морской торговли, и давление Поднебесной на континент будет стремительно нарастать, благо и денег и товаров китайцам хватает.