Проактивные госуслуги: "Чего изволите?" онлайн и с рождения
АСТАНА, 23 мая – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Председатель правления госкорпорации "Правительство для граждан" Аблайхан Оспанов во вторник порадовал кабинет министров и соотечественников широкомасштабными нововведениями, благодаря которым должны "рассосаться" очереди в центрах обслуживания населения и государственных органах. На заседании правительства глава правления госкорпорации заявил, что его структура готова произвести революцию в отношениях граждан и государства. А именно – ввести проактивный принцип оказания госуслуг, когда гражданину не надо будет бегать по ЦОНам, акиматам, загсам и собесам для получения бумажек, а обращаться через веб-портал в них с запросами дистанционно (с сотового телефона либо персонального компьютера) и дистанционно же получать от них требуемые документы. "К настоящему времени все необходимые базы данных, информационные системы, необходимые для этого, созданы", — заверил Оспанов. Более того, возможности подтянутых информационных систем позволяют выдавать государству необходимые человеку документы без его обращения в некоторых случаях. "Таким образом, мы считаем, не гражданин должен обращаться за получением госуслуг, а государство должно стать инициатором оказания данных госуслуг", — заметил Оспанов. С днем рожденья поздравят и, конечно, поставят в очередь в детский сад Один из ярких примеров таких госуслуг, когда государство будет думать за гражданина, является документирование факта рождения ребенка со всеми вытекающими из этого операциями – от изготовления свидетельства о рождении до постановки в очередь на место в детском саду. "До недавнего времени было так, что родители должны были обращаться несколько раз за получением госуслуг, — напоминает Оспанов. — Сначала регистрировалось рождение, затем производилось назначение пособия и постановка на очередь в детский сад", — уточнил он последовательность и количество походов родителей в госорганы и ЦОНы. В конце прошлого года госкорпорацией был запущен пилотный проект, в ходе которого ее сотрудники по всему Казахстану в 260 роддомах собирали данные самостоятельно: за этот период было в роддомах принято порядка 260 тысяч заявлений, после чего от ручного сбора решили отказаться в принципе – в пользу сбора сведений в автоматическом режиме. "В следующем году мы планируем, что информация о рождении ребёнка будет сразу же поступать в информационную систему Министерства здравоохранения — и оно должно стать непосредственно инициатором получения государственной услуги. То есть, поздравить и сразу же запросить сведения, какую фамилию, имя и отчество родители хотят дать ребенку, — сказал глава госкорпорации. — Данная информация сразу поступит в ЗАГС, инициируется присвоение новорожденному ИИН — и эта информация должна сразу же перейти в Министерство труда и социальной защиты населения для того, чтобы начислять необходимые виды пособия на его лицевой счет путем подтверждения согласия на получение пособий. Дальше эта информация перейдёт уже непосредственно в электронный акимат для автоматического присвоения очереди в детский сад", — добавил он. Более того, "Правительство для граждан" намерено автоматизировать распределение очередей в детский сад полностью, исключив человеческий фактор: система сама будет распределять места и отправлять уведомления в личные кабинеты, на телефоны либо на электронные адреса родителей о необходимости подписания договоров с конкретным детским садом. "Данная работа ведется сегодня с министерством образования и акиматами, и мы считаем, что необходимо дать поручения акиматам доработать свои информационные системы, чтобы перевести полностью этот вид услуг в электронный формат", — обратился Оспанов к премьер-министру Казахстана Бакытжану Сагинтаеву. Невыездные, на выход за бугор Еще одним революционным нововведением станет возможность оплачивать штрафы в режиме онлайн с их снятием (вместе с запретом на выезд из страны) в том же режиме реального времени. "Мы знаем, что сегодня бывает так, что по незнанию уже при прохождении пограничного контроля получают информацию о том, что у них запрет на вылет. На сегодняшний день совместно с министерством юстиции и АО "Казпочта" проработан вопрос, с июня будет запущен сервис, при помощи которого граждане могут сразу же, онлайн, платить штрафы, которые были им выставлены и тут же автоматически будет снят запрет на вылет", — продолжил глава госкорпорации. Более того, госкорпорация проводит работу по привязке номеров, под которыми граждане зарегистрированы в ее сервисах, к их сотовым телефонам с тем, чтобы уведомления о тех же штрафах за нарушение правил дорожного движения им приходили опять же в режиме реального времени. "Мы считаем, что это повысит собираемость штрафов, так как зачастую граждане могут и не знать о них просто. Уже в базе зарегистрировано порядка 2 миллионов номеров, эта работа продолжается, сегодня при обращении в корпорацию гражданам за госуслугами им предлагается "привязать" номер телефона к ИИНу, чтобы в дальнейшем они могли получать такие проактивные услуги", — пояснил глава правления корпорации. И перешел к другим приятным "мелочам", до которых наши госорганы долго не могли додуматься. Например, сотрудников подразделений, ответственных за изготовление эскизов техпаспортов на здания и сооружения, выезжающих для этой работы на места, вооружат планшетами с выходом в инет. И теперь они смогут "нарисованный" эскиз оперативно скидывать для его утверждения в свое учреждение, не тратя время на дорогу – вроде бы нехитрая "оптимизация", однако ж эффект получается, по прикидкам госкорпорации, нехилый: техпаспорта в результате будут изготавливаться за сутки, а не три дня, как ранее. "Только о временной регистрации не забывайте!" Выслушав все это, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев полностью поддержал все начинания и задумки "Правительства для граждан". "Я считаю, что необходимо поддержать все эти предложения — для этого Глава государства и давал поручения при создании правительства для граждан, чтобы люди не бегали за справками. Так как услуги оказывает государство, эти справки нужны нам в первую очередь. Только 23 миллиона бумаг выдано по 5 видам справок, это наши госорганы, которые между собой работу особо не координировали", — сказал глава правительства. В особенности же ему понравилась идея электронного распределения мест в детских садах, за которую, при ее правильном осуществлении, по его мнению, население "будет благодарить нас". Акиматам оставалось тихо вздохнуть и приготовиться к доработке информационных систем (а кому-то и забыть о таком способе приработка, как негласная "помощь" при устройстве в детский сад). "Не нужно будет ходить на комиссию акиматовскую, решать там вопросы. Можно становиться на конкретный детский сад, рядом с домом, отслеживать прохождение в очереди ежедневно в онлайне. Также по земельным участкам, важная тема", — не унимался Сагинтаев, обильно посыпая солью раны части акиматовских структур и работников. А потом сам предложил "Правительству для граждан" еще одно направление под аналогичную оптимизацию процессов. "Мы говорили о выдаче паспортов, у нас в 4 городах есть соответствующие предприятия, которые печатают эти паспорта: Астана, Алматы, Актобе, Шымкент. Но, к сожалению, даже в этих городах чтобы получить паспорт, необходимо ждать 3 дня. При этом за деньги сделают за день – значит, есть возможность. Поэтому мы приняли решение, в этих 4 городах выдачу паспортов в течение одного дня. В других городах, прикрепленных к ним — в течение недели", — напомнил премьер. Отметим, что в настоящее время срок изготовления "неускоренного" паспорта гражданина РК составляет 2 недели. Ну, а напоследок глава правительства напомнил руководству госкорпорации о том столпотворении, которое было устроено в ЦОНах нынешней зимой при получении гражданами временной регистрации – и потребовал не наступать на те же грабли при введении обязательного медицинского страхования, при котором потребуется "регистрация-подтверждение статуса граждан". "Они снова придут в ЦОНы, я даю поручение министру и госкорпорации, чтобы ситуация, которая была зимой при регистрации граждан, не повторилась, мы уже знаем, как это делать, чтобы люди могли зарегистрироваться и получить свою услугу без всякого ажиотажа. Времени было достаточно, чтобы настроить свою работу", — отрезал он. Министр же информации и коммуникаций Даурен Абаев дал понять, что нынешняя е-революция – это лишь начало "масштабной реализации проактивного принципа оказания госуслуг", основную часть которой планируется осуществить в 2018-2020 годах в рамках госпрограммы "Цифровой Казахстан". В настоящее время на портале e-gov уже работают следующие уведомления: истечение срока действия удостоверяющих документов, наложение/снятие обременения на объект недвижимости, наложение административного штрафа, изменение номера, очереди в детский сад. Анализ же министерства определил еще 7 категорий, в состав которых входит порядка ста потенциальных проактивных госуслуг, то есть тех, которые государство может оказывать до того, как гражданин сам обратиться в госкорпорацию. В общем, в идеале в ближайшем будущем вопрос "Чего изволите?" граждане должны будут услышать до того, как успели сами позвать гарсона…