Песчинка в истории. Как столыпинские реформы отразились на сибиряках
Десятиклассница из Сибири, изучая родословную своей семьи, «раскопала» малоизвестные факты истории нашей страны. Составление генеалогических древ – сегодня модное увлечение. Но большинство тех, кто одержим этой идеей, поступают просто: заказывают составление своего древа работникам архива. А наша героиня решила покопаться в бумагах сама. Расследование вскоре переместилось из архива в город Татарск и деревню Киевка Новосибирской области. «Одна семья – песчинка в огромном море людей. Какую роль сыграла эта «песчинка» в водовороте истории?» – так формулирует смысл своих изысканий Зоя КУЗИНА, старшеклассница из новосибирского лицея. В поисках лучшей доли До начала своих исторических изысканий Зоя знала лишь, что прадедушка и прабабушка – не коренные сибиряки, а приехали сюда в начале прошлого века с Украины, из Полтавской губернии. Она решила познакомиться с потомками односельчан своих предков. Как оказалось, сто с лишним лет назад украинцы в поисках лучшей доли тысячами переселялись с одной окраины страны на другую. Их потомки сейчас тоскуют по своей исторической родине, но переезжать не собираются. «Во всех украинских сёлах практически одна картина. Что ни усадьба, то плетень, мальвы, журавель у крыницы (колодца), зелёный «ковёр» из спорыша. Не дай бог, чтобы туда утка или гусь зашли, – у скотины своё огороженное место. А ещё верба с калиной. Как говорят: без вербы и калины нема Украины», – вспоминает Екатерина ПРУЖИНА, жительница Киевки. «Наши предки жили за счёт земли, а её было мало. Чтобы как-то выжить, собирались «толокою» (всем селом) и отправлялись на восток», – дополняет Екатерина ОСТРОВЕРХОВА. Украинцы из Полтавской и Херсонской губерний первыми получили возможность испытать на себе Столыпинскую аграрную реформу. В 1905–1907 гг. эти регионы были самыми неспокойными в смысле крестьянских волнений. До 80% крестьян не имели своей земли. «Дальше едешь – тише будешь», – такую цитату Столыпина сохранили хроникёры тех событий. Министр имел в виду, что, чем дальше от центра страны уедут мятежные крестьяне, тем меньше вероятность революционных событий. «Бабушка из рассказов своих родителей знала, что они решились на переселение потому, что каждой семье предоставлялись различные льготы, – делится Зоя Кузина. – Например, прощались все недоимки, желающие могли доехать до места по железной дороге по низкой цене за билет. Кроме этого, переселенцы на пять лет освобождались от налогов, могли получить беспроцентную ссуду от ста до четырёхсот рублей на двор. Но самое главное – всем переселенцам бесплатно выделялась земля». То ли Киевка, то ли Смирновка Люди из Полтавской губернии начали переселение в Сибирь в конце весны–начале лета 1908 года. Прапрабабушка и прапрадедушка Зои Кузиной приехали на станцию Татарская весной и поселились в деревне Городенка, а через год им предложили земельные угодья в деревне Киевка (в то время Смирновка). Со слов Варвары РАСТОРГУЕВОЙ, старожила села, переселенцы добирались до Омска по железной дороге, а оттуда – на подводах или пешком до места. Изучая документы начала XX века, Зоя Кузина выяснила, что одна и та же деревня почему-то называлась то Киевка, то Смирновка. Ответ подсказала двоюродная бабушка Зои – Галина МАЛАХОВА, директор Киевской общеобразовательной школы Татарского района Новосибирской области: «Несколько месяцев выходцы из Полтавской губернии ютились в наскоро сооружённых шалашах и палатках. Потом начали строить первые избы вдоль железной дороги, которая проходила на восток в трёх километрах от Татарска. К тому времени здесь уже стояла избушка землемера Смирнова. По одной из версий, деревня Киевка изначально была названа его именем – Смирновка. Но потом учитель Алексей Шмаков – переселенец из Киевской губернии, в своих документах записал другое название – Киевка. Так и пошло-поехало». Откуда вишня в Сибири Готового жилья для переселенцев в Сибири не было. Это сейчас иные бывшие соотечественники рассчитывают приехать на всё готовое, но, не обнаружив подготовленных для них коттеджей с бассейнами, в ужасе бегут обратно. «Ехали и на волах, и на лошадях, неделями, везли с собой всю домашнюю утварь, семена, включая косточки от вишен, в надежде развести сады», – продолжает Екатерина Островерхова. Возможно, мелкая и кисловатая вишня, растущая сейчас на дачных участках сибиряков, – как раз оттуда, с Украины? Приезжали на место и рыли землянки – так зимовали, а уж потом строились. В Сибири, не то, что на Полтавщине, – долгие зимы, много снега, лютые морозы. Землянки заносило так, что соседи откапывали друг друга, иначе нельзя было выйти на улицу, но внутри было тепло, ведь день и ночь топились буржуйки. Когда на дворе стояли долгие лютые морозы, вместе с людьми в таких «хоромах» находилась и скотина: телята, ягнята, куры. Мужчины уходили на заработки в город, так как в деревне зимой работы не было, а семью надо было кормить. Весной у некоторых односельчан, кто был зажиточным, появились тягловые быки. Стали пахать огороды, пашни. Люди заводили большие огороды по 40–60 соток, выращивали лук, чеснок, морковь, картофель, капусту. Часть урожая продавали в городе, на вырученные деньги покупали одежду, сельхозинвентарь и всё необходимое. Не прошло и двух–трёх лет, как в Киевке появился первый магазин, который принадлежал еврею Шпигельману, проживающему в Татарске. В нём продавали ткань, обувь, одежду, керосин, соль, сахар и прочие товары. В 1913 году развернулось строительство начальной школы. Появились первые молодожёны. В архиве хранятся метрические книги киевлян с записями о первых регистрациях брака. Например, 7 января 1909 года брачные узы скрепили некто Иосиф Иванович Ведмеденко и Наталья Сафроновна Макаренко; 19 апреля 1909 года – Пружин Яков Павлович и Екатерина Григорьевна Добродеева. Имеются также записи регистрации первых родившихся на новом месте детей. Теперь Зоя Кузина считает себя знатоком конкретно взятого отрезка истории, связанной со Столыпинской аграрной реформой: «У меня появилось чувство гордости, уважения к тем людям, которые не побоялись ничего, приехали, можно сказать, на пустое место, освоились и стали жить! При этом не забывали о своих культурных традициях и обычаях».