Александр Будберг: может ли фотография быть злом?
Бесчеловечная ошибка Бурхана Озбилиджи Показав снимки убитых Че Гевары и Пабло Эскобара, Александр Будберг сказал, что в них, как и в снимке убийства посла, отсутствует уважение к человеку как “созданию божьему” и незаметен ужас перед смертью, из-за этого запечатлённые жертвы выглядят не как люди, а как убитые животные, как “биомасса”. При виде подобных снимков возникает инстинктивное неразрешимое этическое противоречие. Фото: Убийство П. Эскобара Вокруг фото убийства Андрея Карлова возникла дискуссия: обсуждалось, справедливо ли Бурхан Озбилиджи получил за это фото премию “World Press Photo”. Фото: Бурхан Озбилиджи. Убийство Андрея Карлова При присуждении премии не учли один важный критерий: гуманистическая ценность фотографии. На ней террорист представлен ярким и энергичным: создаётся впечатление, что зло победило добро. Фотографу нужно внимательно относиться к погибшему: ведь буквально секунды назад человек ещё был жив. Контраст добра и зла “ Публичность процедуры унижения и уничтожения – абсолютное варварство: отношение к человеку как к свинье ”, – заметил Александр Будберг, показав фотографию авторства Роберта Капы 1944 года. На ней запечатлена женщина с ребёнком, которую толпа преследовала за сожительство с немцем. Капа на этом фото передал сочувствие к этой женщине, а толпу изобличил как зло. Фото: Роберт Капа Фотограф должен стремиться к гуманистическим идеалам и благородству целей, всегда сочувствовать человеку независимо от того, как воспринимают его окружающие. В невероятным этическим чутьем обладает американская фотожурналистка Маргарет Бурк-Уайт. Даже в шокирующем снимке эпизода Корейской войны 1950-х гг., где южнокорейский полицейский с улыбкой обезглавил южнокорейского пленного: ей удалось зафиксировать момент изобличения зла. Этика этого снимка заключается в том, чтобы поведать будущим поколениям о варварском акте средневекового зверства в 1951 году и показать поведение человека в экстремальной ситуации. Фото: Маргарет Бурк-Уайт Однако следует отметить, что гуманистическая ценность упомянутого снимка весьма и весьма сомнительна. Бывает очень трудно передать на фотографиях то самое ощущение, когда непосредственно происходит зло, но некоторым фотографам это удалось: не только Маргарет Бурк-Уайт, но и, например, Ятуси Нагао, запечатлевшего в 1960 году мгновение перед убийством политика-социалиста Инедзиро Асанумы. Фото: Ятуси Нагао “Передан весь ужас происходящего, – сказал Александр Будберг, – человека как бабочку наколют на меч”. На фотографиях обязательно должно быть передано некое противостояние между злом и добром. И, какое бы зло на снимках ни отображалось, обязательно нужно дать понять зрителю, что добро и человечность всё-таки одерживают верх. Гуманизм – оплот добра Злом на фотографиях может оказаться и простое равнодушие не только к смерти, но и к чужим бедам. С подобным равнодушием фотограф Кевин Картер запечатлел ослабевшего от голода суданского ребёнка и грифа, ждущего добычи. Фото: Кевин Картер Снимок Кевина Картера был сопоставлен с другим снимком — оголодавшего мальчика, найденного в пустыне, которого взвешивают для того, чтобы знать, сколько граммов пищи ему можно дать. Фото: Себастьян Сальгаду. Голодный африканский мальчик на весах Автор снимка — Себастьян Сальгаду, который, в отличие от Кевина Картера, просто удачно поймавшего яркий кадр, прошёл многие километры по пустыне во время голода в Мали в 1986 г., для того, чтобы посредством снимков поведать остальному миру о страданиях людей Африки. Кэрол Гизи в 1994 году на Гаити с гуманистическим подходом к человеку запечатлела важный момент пресечения зла: американский солдат защищает темнокожего юношу от толпы, собравшейся его линчевать за то, что он якобы начал стрелять по демонстрации, хотя был безоружен. Фото: К. Гизи Было показано фото, сделанное в 1956 г. Уильямом Юджином Смитом – лицо молодой монахини, ожидающей в порту возвращения спасателей с тонущего лайнера “Андреа Дориа”. Здесь фотографу удалось передать чувство робкой надежды и веры в благополучный исход. Фото: Юджин Смит Что делать, чтобы фотография не стала злом? Достаточно всего лишь – внимательно и милосердно отнестись к человеку, проявить сострадание и сочувствие, независимо от обстоятельств и общественных предрассудков. Гуманистические идеалы должны превалировать не только на фотографиях, но и в других видах искусства, так как культура оказывает неоспоримое влияние на сознание и межличностные отношения.