Усадьба Клода Моне усиливает меры безопасности

ПАРИЖ, 2 апреля. /Корр. ТАСС Михаил Тимофеев/. Наступление весны в Нормандии ознаменовалось возобновлением работы в Живерни - всегда закрывающейся на зиму усадьбы-музея художника-импрессиониста Клода Моне. Нынешний сезон для этого культурного центра особый. Не жаловавшийся и ранее на посещаемость, два последние года музей и два его прекрасных сада сейчас находятся на пике популярности. В прошлом году их посетили более 600 тыс. человек, в нынешнем же году ожидается новый рекорд посещаемости - более 800 тыс. Живерни таким образом явно закрепит уже достигнутый статус самого популярного культурного объекта Нормандии, уступая в рейтинге только монастырю на горе Сен-Мишель. Терроризм... помог Стремительному нарастанию туристического потока в Живерни способствует не только та популярность, которой во всем мире у любителей живописи продолжает пользоваться импрессионизм, но и рост террористической опасности во Франции. Как свидетельствует статистика, все основные музеи Парижа, начиная с Лувра, недосчитались в прошлом году многих сотен тысяч посетителей. Что не удивительно, учитывая продолжающиеся попытки проведения терактов во французской столице, в частности, и у стен Лувра. Не удивительно, что в такой ситуации популярность у французских и иностранных туристов большинства региональных музеев возросла. Надолбы на улице Моне Как управляющие музеем в Живерни представители Фонда Моне, так и власти Нормандии и парижские чиновники прекрасно понимают, что и этот объект, находящийся в сельской местности, в стороне от больших городов, тем не менее, отнюдь не гарантирован от нападения. Именно поэтому к нынешнему сезону были приняты особые меры безопасности. В небольшом Живерни теперь появилось более десятка телекамер наблюдения. Одна из них смонтирована близ церкви - во Франции исламские террористы нанесли по католикам уже несколько ударов. Под особым контролем находятся и большие стоянки машин в туристической части Живерни. Покупка и установка этого оборудования обошлась в €50 тыс. Знаменитая улица Клода Моне, по которой приезжие направляются и к его дому-музею, и к расположенному неподалеку большому Музею импрессионизма, теперь с помощью бетонных преград, замаскированных под тумбы с цветами, а также стальных столбов надежно отгорожена от ближайших дорог. Это сделано для того, чтобы не дать террористам ни малейшей возможности протаранить на машине толпу людей. О трагедии Ниццы ни во Франции, ни в мире не забывают. В пик же сезона через улицу Моне в день проходит до десяти тысяч человек. Значительно увеличен и штат охраны, действующей как внутри музейного комплекса, так и вокруг него. Усилено и военное патрулирование, интенсивно проводившееся и в прошлом году в рамках общенациональной операции "Сантинель" ("Часовой"). Оптимизирована и координация действий между всеми структурами по обеспечению безопасности, причем это закреплено официальным документом, подписание которого состоялось в местной мэрии. Совместные расходы На все эти меры по защите любителей живописи от возможной атаки террористов ушли немалые деньги - четверть миллиона евро. Из них Фонд Моне, которому принадлежит усадьба художника, выплатит лишь 20%. Остальные расходы разделили между собой коммуна Живерни, департамент Эр, входящий в регион Нормандия, а также государственный Межминистерский фонд по предотвращению преступности. Райский сад Парижанин Клод Моне приобрел бывший крестьянский дом в Живерни в 1883 году. Вместе со своей второй женой и "объединенной" семьей, насчитывающей восемь детей он прожил здесь 43 года, до самой смерти. Именно в Живерни были созданы крупнейшие шедевры мэтра импрессионизма, в том числе серии картин "Стога" и "Кувшинки". Моне превратил землю бывшей крестьянской фермы в подлинный "полигон искусства". Перед домом он разбил большой "нормандский сад" с десятками видов цветов, образующих длинные клумбы, соответствующие 38 оттенкам цвета. Причем растения подобраны так, чтобы в своем цветении они сменяли друг друга до поздней осени. В дальнейшем Моне приобрел поблизости и дополнительный участок, через который протекала небольшая речка. Именно там он создал искусственный пруд, который засадил несколькими специально выписанными по каталогу видами белых, желтоватых и розовых кувшинок. В течение нескольких лет он рисовал их по несколько часов в день, при различном освещении. Берега пруда обсажены экзотическими деревьями, саженцы некоторых из них были присланы Моне его поклонниками из Японии. Сад, пришедший в полный упадок в 70-х годах 20 века, был в дальнейшем, после смерти последнего из сыновей Моне, перекуплен вместе с домом фондом, носящим имя художника и тщательно восстановлен. Британский садовник и ландшафтный дизайнер Джеймс Прист, заботящийся сегодня о флоре в "хозяйстве Моне", говорит, что некоторые посетители, входя в сад, "плачут от счастья", увидев его сходство со знаменитыми картинами.

Усадьба Клода Моне усиливает меры безопасности
© ТАСС