Войти в почту

Фонд Джеймстаун: Зачем Казахстану сирийские переговоры?

Издание Eurasia Daily Monitor (EDM), принадлежащее американской неправительственной исследовательской организации The Jamestown Foundation (Джеймстаунский фонд), опубликовало статью под заголовком «With Tensions High, Kazakhstan Plays Mediator in Syria Peace Talks» (В условиях высокого напряжения Казахстан играет в посредника в Сирийских мирных переговорах). В публикации аналитики издания пытаются разобраться в непростом вопросе: зачем Казахстану включаться в Сирийский конфликт? «Отношения Казахстана с Сирией являются символическими: двусторонняя торговля составила скромные 5,8 млн долларов (342,2 млн руб.) в 2011 году, что в несколько раз меньше, чем средняя трансграничная сделка. Последний раз Министерство иностранных дел Казахстана обновляло информацию о двусторонних отношениях с Сирией в мае 2014 года. Тем не менее, Казахстан поддерживает активные связи с Россией (ее ближайшим торговым партнером), Турцией (с которой у нее сходная культура и язык), а также с Ираном (стратегический выход в более широкий регион Персидского залива). Казахстан также является привилегированным центрально-азиатским партнером как для США, так и для Европейского союза», — говорится в публикации. Исходя из этого возникает вполне резонный вопрос: почему Казахстан согласился стать посредником в урегулировании Сирийского конфликта. По мнению авторов публикации, причин тому несколько. Во-первых, война в Сирии, которая, по данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, унесла жизни 450 тысяч человек с 2011 года, вбила клин между традиционными союзниками Казахстана — Россией и Ираном с одной стороны и Турцией и Западом — с другой. Во-вторых, отмечают аналитики EDM, Казахстан, принимая участие в урегулировании конфликта в Сирии, пытается восполнить упущенный шанс сыграть роль миротворца в другом важном конфликте — в восточной Украине. Напомним, как сообщало ИА REGNUM, еще в самом начале российско-украинского конфликта — в декабре 2014 года — Назарбаев анонсировала встречу «нормандской четверки» в Астане. Но не сложилось: проведение саммита было сорвано. Переговоры «нормандской» четверки в результате прошли в Минске 11−12 февраля 2015 года. «Белоруссия была выбрана как нейтральная территория, куда представители Франции, Германии, России и Украины смогли прибыть в короткие сроки. Несмотря на свою близость к России и членам Евразийского экономического Союза, в Белоруссии воздержались от поддержки позиции России по конфликту на Украине с начала народного восстания в Киеве в феврале 2014 года. Казахстан повел себя примерно так же, за исключением официального заявления МИДа республики в марте 2014 года, в котором референдум в Крыму был назван «свободным волеизъявлением». Тем не менее, большинство международных наблюдателей рассматривают Казахстан как беспристрастного посредника и нейтральное государство без каких-либо грозных геополитических амбиций», — отмечается в статье EMD. Еще одной причиной, побудившей Казахстан претендовать на роль посредника в Сирийском конфликте, по мнению экспертов Джеймстаунского фонда, является стремление страны улучшить свой имидж на мировой политической арене. Авторы напоминают, что для достижения этой цели Казахстан провел в 2010 году Саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в 2011 году — зимние Азиатские игры, участие в которых приняла в том числе и госсекретарь США (на тот момент) Хиллари Клинтон. «В начале 2017 года в Алма-Ате прошла зимняя Универсиада. Следующим большим событием в стране станет Международная выставка EXPO-2017, на которой будут представлены мировые достижения в области возобновляемой и экологически чистой энергии. Однако, гораздо более желательной рекламой для Казахстана и, в частности, для ее политического руководства, было бы присуждение Нобелевской премии мира президенту страны Нурсултану Назарбаеву. Он жаждет получить эту самую престижную политическую премию еще с 2006 года. Однако его шансы (на получение Нобелевской премии — ИА REGNUM ) значительно сократились в декабре 2011 года, когда в результате социального конфликта в городе Жанаозен погибли 16 человек и более 100 было ранено», — отмечают авторы статьи. При этом аналитики EDM выражают определенную долю скепсиса в том, что Казахстану удастся внести весомый вклад в урегулирование сирийского конфликта. «Очевидным препятствием для успешного вклада Казахстана в мирное урегулирование в Сирии является сложность этого конфликта. Несмотря на все трудности, президент Аль-Асад сумел удержаться у власти с начала 2011 года и не проявил никаких признаков ухода в отставку, в отличие от авторитарных лидеров в Тунисе (бежал из страны), Египте (свергнутого и заключенного в тюрьму) и Ливии (убитого). Хотя Россия и Иран преследуют в Сирии различные цели, они по-прежнему решительно выступают за правящий режим алавитов в Дамаске. С другой стороны, Турция и Запад требовали ухода клана аль-Асада и последующего включения внутренней оппозиции в новую систему управления. Поскольку Казахстан не является заинтересованной стороной и может обеспечить платформу для диалога, его роль ограничена протокольными вопросами. В отличие от Украины, например, Назарбаев лично не знаком с внутренней работой сирийской политической системы и не может влиять на какую-либо внутреннюю сторону в конфликте», — поясняется в статье. Более серьезная проблема для Казахстана, на взгляд авторов материала — сможет ли он оставаться непредвзятым посредником на этих переговорах. «Поскольку администрация президента Дональда Трампа в Вашингтоне до настоящего времени практически не проявляла практического интереса к Центральной Азии, а Турция была втянута в бесконечный конфликт из-за демократии и беженцев, Россия и Иран, по-видимому, являются реальным источником влияния на сирийский конфликт. В конце февраля Казахстан, который является непостоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в 2017 году, воздержался от голосования по резолюции Совбеза ООН по санкциям в отношении законного правительства Сирии. На проект резолюции Россия и Китай наложили вето. Кроме того, США отсутствовали на раундах мирных переговоров в Астане в январе и феврале 2017 года, поскольку американский посол был там лишь в качестве наблюдателя. Трудно представить себе, как любой мирный процесс мог бы иметь место в Сирии без участия США. Но в настоящее время у Казахстана нет средств для выяснения различий между Москвой, Тегераном, Анкарой и Вашингтоном», — резюмируют авторы публикации. Напомним, идея провести переговоры по урегулированию конфликта в Сирии в Астане была озвучена 20 декабря 2016 года в Москве в ходе встречи глав внешнеполитических ведомств России, Турции и Ирана. Тогда министры стран — участниц высказались за установление перемирия на всей территории Сирийской Арабской Республики. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев согласился на организацию переговорного процесса. Первая встреча в рамках Астанинского процесса прошла 23−24 января 2017 года. По ее итогам Российская Федерация передала представителям так называемой вооруженной сирийской оппозиции проект новой конституции Сирийской Арабской Республики. 6 февраля в столице Казахстана прошли технические переговоры между делегациями России, Турции, Ирана и ООН по вопросам прекращения боевых действий на территории Сирии. Еще один раунд переговоров переговоров состоялся 15−16 февраля. На этой встрече были подробно обсуждены вопросы соблюдения режима прекращения боевых действий на территории Сирийской Арабской Республики и мероприятия по стабилизации обстановки в конкретных местностях, принятие положения о совместной оперативной группе, согласование дальнейших мер по усилению режима перемирия, а также другие практические шаги, в том числе в свете предстоящих межсирийских переговоров в Женеве. 17 февраля Министерство иностранных дел Казахстана распространило сообщение, в котором говорилось, что Казахстан приветствует все достигнутые договоренности и рассматривает результаты очередного заседания Астанинского процесса как практический шаг в создании условий для продвижения межсирийского диалога. «Казахстан готов и далее оказывать все необходимое содействие международным усилиям по стабилизации ситуации в Сирии, в особенности через свое участие в работе совета безопасности ООН», — отмечалось в сообщении. 4 марта в Женеве завершились 10-дневные переговоры по сирийскому конфликту. Как сообщил министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов, участники переговоров остались недовольны их результатами. При этом он отметил, что что большинство участников переговорного процесса весьма позитивно оценило встречи в рамках Астанинского процесса в противовес Женевскому. «Они отмечают, что без переговоров в Астане невозможна была бы последняя встреча в Женеве по политическим вопросам урегулирования ситуации в Сирии», — пояснил Абдрахманов и анонсировал новый этап переговоров в рамках Астанинского процесса в середине марта. Очередной раунд переговоров в Астане по ситуации в Сирии начался 14 марта. Представители так называемой умеренной оппозиции заявили, что не примут участие в переговорах из-за несоблюдения режима прекращения огня. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал эти аргументы для отказа в участии в переговорах неубедительными. Он предположил, что произошло «какое-то недоразумение». Переговоры были завершены 15 марта. В тот же день замминистра иностранных дел Казахстана Акылбек Камалдинов сообщил, что новая встреча по Сирии на высоком уровне пройдет 3−4 мая. The Jamestown Foundation был создан в 1984 году. Своей миссией фонд называет «информирование разработчиков политики и более широкое политическое сообщество о событиях и тенденциях в тех обществах, которые стратегически или тактически важны для США и которые зачастую ограничивают доступ к такой информации. Руководителем фонда является Глен Ховард. В руководящий совет фонда также входят бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский, бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси. Eurasia Daily Monitor — это издание Фонда Джеймстаун. Первый номер вышел в свет 3 мая 2004 года. Eurasia Daily Monitor анализирует последние события в Евразии и их последствия для США.