Трамп и батут
Сенатор Джон Корнин и член Палаты представителей Джон Калберсон внесли 24 января 2017 года в Конгресс США законопроект, предусматривающий придание правового статуса стратегическим инициативам НАСА по освоению космоса. Республиканцы от штата Техас хотят обезопасить национальное космическое агентство от неопределенностей, возникающих почти после каждого избрания нового президента страны. По-всей видимости, политики решили действительно позволить НАСА отправить астронавтов если не на Марс, то хотя бы на Луну. Какие перемены ждет ведомство единственной в мире космической сверхдержавы — в материале ведущего редактора «Ленты.ру» Андрея Борисова. Законопроект предусматривает фиксацию планов НАСА по освоению дальнего и ближнего космоса на срок до пяти лет. Это означает, что, будучи одобренными, например, непосредственно перед избранием нового президента США, они будут реализованы НАСА вне зависимости от произвола новой администрации. «Мы хотим придать некоторую стабильность и непрерывность нашей космической программе. Это то, чего нам часто не хватало, — сказал член Палаты представителей от Техаса республиканец Ламар Смит. — Мы хотим убедиться, что основные космические приоритеты не будут меняться при смене администрации». Согласно законопроекту, спустя три месяца после его принятия НАСА необходимо представить промежуточный доклад, в котором бы детально прописывались главные цели агентства, касающиеся возможных миссий на Луну, астероиды, спутники Марса и саму планету, а также другие направления. Инициатива конгрессменов встретила активную поддержку в космическом агентстве и администрации президента Дональда Трампа. Уверенность в долгосрочной господдержке дорогостоящих и амбициозных программ сегодня как никогда актуальна для НАСА. Достаточно вспомнить программу Constellation, реализация которой была начата в 2004 году при республиканце Джордже Буше-младшем. Проект предусматривал, что не позднее 2020 года США вернутся на Луну, и допускал после этого отправку человека на Марс. В 2010 году по инициативе президента-демократа Барака Обамы программа была свернута из-за недостатка финансирования, поскольку Constellation не укладывался в бюджет. Позже Обама объявил, что наработки лунной программы будут использованы при создании сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System) и пилотируемого корабля Orion. Принимая такое решение, бывший президент США думал не о космосе, а о тысячах безработных, которые неизбежно появились бы в случае полной ликвидации Constellation. В отличие от Буша-младшего, Обама предложил НАСА при помощи SLS и Orion отправлять человека не на Луну, а сразу на Марс. Подобные решения 44-го президента трудно назвать последовательными: странно говорить о проблемах с финансированием, а затем предлагать значительно более сложную и дорогую миссию — лететь не на Луну, а на Марс, одновременно увеличивая бюджет исследований глобального потепления. К счастью, в 2014 году состоялся тестовый запуск корабля Orion в беспилотном режиме, а в 2018 году вместе с ним планируется первый пуск SLS. Все, что связано с SLS, Orion и коммерческими космическими программами, конгрессмены и планируют законодательно зафиксировать на ближайшие пять лет. Стоимость первого пуска связки SLS и Orion превышает два миллиарда долларов. Эта сумма настолько поразила Трампа, что он задумался о закрытии марсианской программы. К счастью, штат Алабама, где в Центре космических полетов имени Джорджа Маршалла производится сборка SLS, умеет лоббировать свои интересы в конгрессе США, так что ракете и кораблю ничто, кроме ураганов, теперь не угрожает. С новой администрацией агентство столкнулось еще по двум пунктам: возможным секвестром двухмиллиардного годового бюджета НАСА по исследованию Земли и ограничениями по найму мигрантов. Стоит отметить, что подразделения НАСА и американской аэрокосмической промышленности, что так или иначе связаны с программами по освоению дальнего космоса, стараются дистанцироваться от дискуссий, связанных с политикой Трампа. Причин тут как минимум две. С одной стороны, им гарантированно не урежут финансирование, а в перспективе оно может и вырасти, хотя бы из-за возможного сокращения бюджета климатических проектов НАСА. С другой стороны, их не может не удовлетворять обозначенная Трампом поддержка программ по освоению дальнего космоса, особенно в сравнении с позицией прежней администрации. Причины такой привязанности президента США к космосу неизвестны. Не исключено, что они обусловлены тем, что крупные аэрокосмические компании лоббируют свои интересы. Глава компании SpaceX Илон Маск, который стал советником по экономике Трампа, также дистанцировался от политики — в частности, от прямой критики иммиграционных вопросов. «Консультативные советы всего лишь предоставляют рекомендации, и их посещение вовсе не означает, что я согласен с действиями администрации», — заявил бизнесмен, который ранее иммигрировал в США из Канады (куда попал из ЮАР). Маска несложно понять: в его руках компания SpaceX, финансовое благополучие которой не в последнюю очередь зависит от государственных субсидий и участия в программах НАСА. В 2017-м SpaceX имеет все шансы совершить качественный рывок в своем развитии. Во второй половине года компании предстоит запустить сверхтяжелую ракету Falcon Heavy, а перед этим — впервые вывести коммерческий спутник на ракете Falcon 9 с отработавшей первой ступенью. На конец 2017-го запланирован старт Falcon 9 с кораблем Dragon V2 в тестовом беспилотном режиме. На этом аппарате SpaceX по контакту с НАСА планирует доставлять астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). При таком напряженном графике Маску крайне важно работать в спокойных условиях: заручиться поддержкой Белого дома и НАСА, а также не допустить аварий. Что ждет американское космическое агентство в ближайшее время? Исполняющий обязанности главы ведомства Роберт Лайтфул заявил, что по крайней мере до апреля 2017 года НАСА будет функционировать в штатном режиме, то есть в соответствии с утвержденным годом ранее бюджетом. Руководитель отметил, что никаких указаний из администрации президента он не получал и призвал сотрудников не обращать внимания на возникающие слухи и спекуляции. С другой стороны, новая администрация наверняка подвергнет некоторой корректировке планы НАСА, о чем неоднократно сообщали эксперты, конгрессмены и пресса. Прежде всего, планируемый на 2020 год облет Луны может быть совершен не дорогой связкой SLS и Orion, а более доступными коммерческими аналогами. Это в интересах SpaceX и его набирающего силу конкурента — компании Blue Origin. О последней стоит упомянуть отдельно. Фирма предпринимателя Джеффа Безоса, главы и основателя компании Amazon, уже имеет в своем распоряжении многоразовую суборбитальную систему New Shepard, совместно с ULA (United Launch Alliance) создает двигатель BE-4 для перспективной ракеты Vulcan и строит на территории Космического центра имени Джона Кеннеди в штате Флорида завод для производства своих ракет. Первый пуск тяжелой ракеты New Glenn запланирован на 2020 год, затем компания планирует отправить в космос сверхтяжелую New Armstrong. Председатель совета директоров Федерации коммерческих космических полетов, объединяющей около 50 частных компаний, в том числе SpaceX и Blue Origin, Алан Штерн полагает, что SLS «может быть полезна для членов Федерации (возглавляемой им промышленной группы, куда, между прочим, не входит создающий SLS аэрокосмический гигант Boeing — прим. «Ленты.ру»)», а «рынок все отсортирует». Говоря это, планетолог Штерн, одновременно руководящий миссией New Horizons по исследованию Плутона и пояса Койпера, имел ввиду высокую стоимость пуска SLS по сравнению с Falcon Heavy (один миллиард долларов против 90 миллионов при вдвое большей нагрузке первого носителя). В любом случае, сходятся во мнении эксперты, поддержка Конгрессом США ракеты SLS крайне сильна. Добиться финансирования в переходный период хочет и компания Sierra Nevada, которая предложила при помощи своего корабля Dream Chaser отремонтировать космический телескоп Hubble (прежде это пять раз делали шаттлы). Экспертам Трампа предстоит разобраться в целесообразности этого предложения, особенно на фоне готовящегося к запуску в 2018 году аппарата Webb — замены Hubble. В 2014 году Sierra Nevada проиграла SpaceX и Boeing тендер НАСА на доставку астронавтов к МКС. Пока неясно, как полетит SLS. То, что носитель имеет много конструктивных элементов, использованных ранее в лунной ракете Saturn V и пилотируемых кораблях программы Space Shuttle, а пассажирский модуль Orion напоминает капсулу Apollo, указывает на то, что новые аппараты чрезвычайно надежны и, следовательно, с их помощью можно, как предложили в НАСА, запускать людей уже в первом испытательном полете связки. Ее тестовый пуск в беспилотном режиме запланирован на 2018 год, однако если агентство решится отправить SLS и Orion сразу с астронавтами, то сроки наверняка перенесутся на год-два. В том случае, если связка будет отправлена в пилотируемый полет, это, как заявили специалисты Космического центра имени Джона Кеннеди, не потребует сколь-нибудь серьезной перестройки наземной инфраструктуры стартовой площадки. Решение по поводу первого полета SLS и Orion планируется принять к концу марта. В Конгрессе США пошли еще дальше и рекомендовали НАСА рассмотреть возможность использовать Orion для полетов не в дальний, а в ближний космос — на МКС, правда, не на дорогой SLS, а, например, на Delta IV Heavy или Atlas V, которые не сертифицированы для пилотируемых полетов. Учитывая, что каждый полет на околоземную орбиту в рамках Space Shuttle, не считая стоимости разработки шаттла, стоил около полумиллиарда долларов, США не привыкать отправлять людей в космос за астрономические суммы. По всей видимости, никаких денег уже не жалко, лишь бы не зависеть от российских «Союзов». Или американские компании хотят таким образом увеличить свою прибыль? Законопроект, фиксирующий планы НАСА по освоению дальнего космоса и бюджет агентства на следующий финансовый год, президент США может подписать уже в ближайшие дни. Эти документы почти не затрагивают существующие позиции страны по ближнему космосу. Между тем советники Трампа рекомендуют осуществить «плавный переход с низким уровнем риска» — постепенно отказаться от МКС в пользу частных космических станций. Начать предлагают с создания коммерческого модуля. Эти вопросы наверняка придется решать новому главе НАСА, который представит общественности подробную программу развития космического агентства. А пока все больше компаний пользуются периодом неопределенности, чтобы получить финансирование на свои проекты — мягко говоря, не всегда экономически и научно оправданные.