Украина ошиблась с "дорожной картой"
Начиная с 2014 года, охваченная майданным безумием Украина пытается евроинтегрироваться и сжигать мосты, связывающие ее с Россией, но она так и не приблизилась к Европейскому союзу ни на шаг. Турция рвалась в состав ЕС десятилетиями, но ее попытки оказались тщетны. В рамках самого европейского сообщества, наблюдается странная картина. Польша, Чехия и Словакия, несмотря на прохладное временами отношение со стороны «старших братьев», интегрируются в ЕС достаточно успешно, чего нельзя сказать о Румынии и Болгарии. Словно «неродная» в Евросоюзе и Греция, страна с многолетним пребыванием в ЕС. Почему так получается? Ответ на этот вопрос уже давно известен, и лишь нежелание недобросовестных политиков произносить этот ответ вслух приводит к созданию уродливых химер и покалеченным судьбам миллионов людей… Теория об однолинейности человеческого прогресса приобрела значительную популярность под влиянием европейских колониальных завоеваний. Западная культура признавалась «лекалом» человеческого развития, а остальные – только в большей или меньшей степени «отсталыми» - в зависимости от того, насколько они отличались от Запада. Однако по мере накопления исторического, антропологического и социологического материала уже на рубеже XIX и ХХ веков стало ясно, что такое видение – эгоцентрично, наивно и не способно ответить на множество научных и философских вопросов. Поэтому в ХХ веке значительное развитие получила цивилизационная теория, говорящая о том, что человечество делится на несколько крупных наднациональных общностей со своими ценностями и критериями развития, которые в принципе невозможно сравнивать между собой по шкале «хуже - лучше». Одним из известнейших сторонников этого подхода стал выдающийся американский ученый и управленец Самуэль Хантингтон, который в своих работах 1992-1996 гг. фактически предсказал то, что сегодня происходит на Украине и объяснил, что может стать залогом успеха или провала для различных региональных межгосударственных объединений. Половину современной Украины Хантингтон уверенно относил к общей с Россией Православной цивилизации, принципиально отличающейся от Западной. На территориях, подконтрольных киевскому режиму, подобные утверждения сегодня называют «ватническими» или «колорадскими». Но Хантингтон был «ватником» весьма оригинальным – координатором отдела планирования от Белого дома в Совете национальной безопасности США, директором гарвардского Центра международных отношений и президентом американской Ассоциации политических наук. Помимо всего прочего, Хантингтон говорил о том, что межгосударственные объединения могут быть успешны лишь тогда, когда они основаны на цивилизационной общности. И история ХХ – XXI столетий это убедительно подтверждает. Видеоврез (реклама) Несмотря на все трения, Париж с Берлином прекрасно находят в рамках ЕС общий язык. Ведь обе страны являются неотъемлемой частью «евроатлантического сообщества», западной цивилизации. А вот православные Болгария и Греция чувствуют себя в Евросоюзе словно «не в своей тарелке», и нормально развиваться не могут. Кратковременные подъемы неминуемо переходят у них в затяжные кризисы. Народы, попавшие в чужую цивилизационную среду, – подобны растениям, посаженным в не подходящую для них почву. Исламский мир, вне зависимости от политико-идеологических и социально-экономических условий, стремится к «группировке» согласно принципам веры и ценностей. И попытки игнорировать эти факторы приводят к чудовищным последствиям, вроде тех, которые мы можем сегодня наблюдать в Ираке, Сирии и Ливии. Несмотря на огромную идеологическую и экономическую пропасть, Гонконг сравнительно успешно интегрируется в состав КНР. И пусть одни будут трижды «коммунистами», а другие – «четырежды капиталистами», тысячелетия совместного цивилизационного развития из жизни вычеркнуть невозможно. Сколько бы ни старались политики, работоспособный союз США и Мексики (которую политологи и историки относят к особой Латиноамериканской культуре) создать не получается. Несмотря на весь диктат толерантности, выборы в Штатах выигрывает Трамп, обещающий построить на границе с Мексикой стену… Из-за цивилизационных различий, на которых ловко сыграл Запад, в 1990-е полыхнула Югославия, десятилетиями льется кровь на границе между Индией и Пакистаном… Украину, как уже говорилось выше, Самуэль Хантингтон делил на два половины – Восточную и Западную. Первую он считал относящейся к «православной культуре» (второй по значимости ее частью после России), а вторую – к «западной». Тут, принципиально соглашаясь с американским ученым, его все-таки хотелось бы немного подправить: полноценной частью условной Европы даже Западная Украина так и не стала. Скорее, это «гибрид», периферия западной культуры, образовавшаяся более 400 лет тому назад под влиянием насильственной полонизации и окатоличивания бывших русских земель. Попытки создать подобный «гибрид» на левобережье Днепра в XVII веке разбились о казацкие восстания и национально-освободительную войну под руководством Богдана Хмельницкого. И пусть сегодня это звучит несколько патетично, но казаки отстаивали тогда свою цивилизационную принадлежность. И под власть русского царя попросились из-за нее же (пусть и называли это немного иначе) – любые другие причины носили вторичный характер. Поэтому Украина по отношению к Европейскому союзу – чужеродное тело. Пропагандисты «европейского выбора» играют там сегодня на низменных чувствах, рассказывая о «еврозарплатах», но духовную составляющую так называемых «европейских ценностей» жители примерно половины Украины органично воспринять не смогут. Просто потому, что они другие. Попытки «евроинтеграции», в конце концов, не завершатся ничем хорошим ни для Украины, ни для ЕС. Вот и голосуют голландцы на референдуме против украинской «ассоциации», а французы в Брюсселе блокируют «безвиз». Что же касается реального будущего Украины, то Хантингтон еще в 1996 году предсказал всего три варианта развития ситуации. Первый – военный конфликт, в котором Россия выступит на стороне родственного себе Востока. Второй – официально оформленный развал страны. Третий – внутренний раскол, но при этом - сохранение политического единства (государственности) при условии тесного сотрудничества с Россией (то, что мы в определенной мере наблюдали при Кучме и Януковиче). Других вариантов будущего для Украины Хантингтон просто не видел. И он оказался прав. Отойдя от третьего варианта, украинское государство ожидаемо стало скатываться на второй. Дальнейшее игнорирование цивилизационного фактора способно еще больше усугубить ситуацию для Украины. Как показывает исторический опыт, ничем хорошим подобное обычно не заканчивается…