Мы с тобой одной крови, Шакира
В сосновом бору корреспондент «ВМ» кормил с рук звезду российского кинематографа Шакиру куриными лапками. Она их аппетитно грызла и тут же просила добавки. Но поцеловать себя в носик не дала. Прыгнула в сугроб под елку. Только ее и видели. Одно слово — волчица. Да, Шакира настоящая волчица. По человеческим меркам дама в расцвете лет. Мордочка. Грудь. Спинка. Ноги и пушистый хвост — все при ней, одним словом, красавица. Правда, палец ей в рот все равно класть не следует. Все-таки зверь она — серьезный.Подмосковный город Ступино. Кажется, время тут остановилось. Тот же вокзал сталинских времен. Пятиметровая стела на привокзальной площади «Серп и Молот». И те же люди. Простые и добрые. Спешат по своим делам. — До «Поляны невест» подбросите? — спрашиваю таксиста. — Садись. Едем. Новые дома. Поликлиника. Гимназия. Ничего не узнаю. Давно тут не бывал. Пятнадцать лет… двадцать. Теперь не упомнить. Выехали за город. Замерзшие тонкие березки уступают место соснам. Высоким. Стройным, корабельным. Ночная пурга утихла. Сквозь рваные тучи улыбается январское солнышко. «Поляна невест». Приехали. ТРУСЛИВЕЕ ВОЛКА ЗВЕРЯ НЕТ Вот дом, где живут специально обученные звери для съемок в кино. Навстречу нам из ворот идет хозяйка Анна Пономарева. Впереди нее катится серый пушистый шарик, только торчащий вверх роскошный хвост трубой выдает в нем кота. Трется о мои полярные сапоги. — Она всегда со мной идет встречать гостей, — улыбается Анна. — Но я так поняла, что вас больше интересуют волки? Получив утвердительный ответ, Анна приглашает к вольеру. — Эта наша кинозвезда Шакира. Дамочка взрослая. Ей семь лет. А этот радостный мальчишка рядом с ней — Драго. Ему в марте только год будет. Это Саргус, но он только похож на волка, так сказать, дублер заднего плана. На самом деле собака породы чехословацкий волчик, — не без гордости показывает своих питомцев Анна. К нашей компании присоединятся рослый мужчина в красном пуховике, зимнем комбинезоне. Николай — муж Анны. А я-то думал, как эта с виду хрупкая женщина одна справляется не только с волками, но и со всем своим большим хозяйством, в коем живут кони, овцы, козочки, пони, ослик, лиса с енотом, говорящий ворон, совы и даже огромный, с виду очень свирепый черный бык и двугорбый верблюд. Все они артисты кино. Не боятся кинокамер, большого скопления людей на съемочных площадках и яркого света софитов. Николай заходит в вольер с волками, одевает им ошейники. Анна пристегивает длинные поводки. — Ребята, идите чуть впереди, а мы за вами, а то малыш Драго еще боится мужчин, — инструктирует нас Анна, — чувствует в них силу. Драго хоть еще и щенок, но размером в полтора раза крупнее овчарки. Представляю, каков будет, когда заматереет. Мой фотокор Павел со своей камерой убегает вперед, готовясь к съемке своих «однофамильцев». Потому как фамилия у него Волков. Сосновый бор. Пушистый снег по колено и оглушительная тишина. Только волчье дыхание в спину. Саргус, Драго и Шакира рвутся вперед, чуя веселую прогулку. Заметно подмораживает. Начинаю серьезно беспокоиться за своего Волкова. — Ничего, в юрте гостевой у огня отогреем, — успокаивает меня Николай. Он ведет на длинном поводке Шакиру и спокойного Саргуса. А вот трусливый Драго жмется все время к хозяйке, опасливо поглядывая в мою сторону. Дабы успокоить начинающего артиста, бегу вперед за Павлом. Вот и долгожданная поляна. Николай и Анна спускают с поводков своих питомцев. Что тут началось! Словами не передать. Троица как очумелая начинает носиться по глубокому снегу. Прыжки метра по три, а то и более. Несутся хвост в хвост. Впереди Шакира. Она вожак волчьей стаи. За ней Саргус и Драго. Визг, радостное рычание! Красота! Нарезав несколько кругов по поляне, изрядно разогревшись, волки затевают игру. Собака-волк ловчит. Прыгает то в одну, то в другую сторону. Но матерую Шакиру не провести. — Смотри, что сейчас будет… — дергает меня за рукав Анна. Шакира останавливается и ложится под елочку в засаду. Драго, сделав по поляне круг, гонит на нее Саргуса. Молниеносный бросок Шакиры. Оскаленная пасть, нацеленная точно в загривок Саргуса. Все. Поймали зверя. Повалили. Лапы вверх. Шакира лижет морду Саргуса. Вопросительно смотрит на нас, словно спрашивая: «Успели снять? Или еще дубль нужен?» Теперь артистам положено угощение. Его принес в специальном контейнере Николай. Свежие куриные лапки. Кормить волка надо с осторожностью. Это не собака, которая аккуратно возьмет у вас угощение. Волк в прыжке хватает добычу. Не умеет иначе. — Тут главное — руку вовремя убрать, — инструктирует Николай, — и перчатки надо снять. Волки боятся «черной руки». Удачно покормить молниеносную Шакиру удалось не сразу. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Игорь Егоров, зоолог, специалист по медведям, сотрудник Московского зоопарка, отдел хищников : Волки — это социальные животные, у которых главной в стае является старая самка. Особенность ее характера в том, что она не позволит под своим главенством размножаться более молодым особям. Если же стая разбегается, то самки живут с самцами. В таких парах чаще всего и появляется приплод. Волк — санитар леса. Любое больное животное попадает им в лапы. Если волкам нечем питаться в лесах, они перебираются ближе к человеку, где достаточно легко найти еду. Вот тогда они становятся опасными хищниками. Всегда нужно помнить, что волк — это плотоядный хищник, и ему все равно, кого атаковать. А человек без оружия является менее защищенным, чем любое лесное животное. ЦИТАТА Фарли Моуэт, канадский писатель, биолог: Если для людей фраза «Пока смерть не разлучит нас» — жалкий обман в брачном договоре, то у волков это непреложный закон. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ВОЛКАХ 1. Предпочитают охотиться стаями Волкам нет необходимости собираться в стаи, чтобы охотиться на мелких млекопитающих. А вот зимой, когда еды у волков мало, жертвами становятся крупные животные, и на них приходится охотиться группами. 2. Питаются лишь мясом убитых животных На самом деле санитары леса могут есть и рыбу, и сугубо вегетарианскую пищу. В южных степных районах России волки охотно поедают арбузы и дыни. Не отказываются и от груш с яблоками. 3. Воют на луну Специалисты считают волчий вой средством коммуникации. Различают угрозу, тоску, отчаяние, грусть, сообщение о пойманной добыче, любовные призывы и многое другое. 4. Волки выхаживают потерявшихся детей Большинство зоологов считает эту историю выдуманной, как и другие мифы, пришедшие из Индии. Выяснилось, что матери, желая избавиться от своих детей, оставляли тех в джунглях. Если доводилось найти несчастных живыми, появлялись сказки о добрых волках.
