Станет ли Турция президентской республикой
В среду парламент Турции во втором чтении рассмотрит поправки к Конституции, наделяющие президента расширенными полномочиями. В результате президент получит контроль над всей ветвью исполнительной власти, станет главнокомандующим, сможет в любой момент распустить парламент, контролировать суды и переизбираться на два срока. Оппозиционеры называют принятие этих поправок дорогой к авторитаризму, сторонники Реджепа Тайипа Эрдогана — необходимой мерой в условиях внешне- и внутреннеполитической турбулентности. RT изучил перспективы и последствия превращения Турции в президентскую республику. Подарок для Эрдогана Турецкий лидер шёл к принятию этих поправок давно, с первых дней своего президентства. «С 2014 года, с избрания президентом, целью Эрдогана было изменение конституции и переход с парламентской на президентскую форму правления в республике», — заявила в интервью RT руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Анна Глазова. Но отважился он на претворение идеи в жизнь только сейчас. Этому во многом способствовали внешне- и внутреннеполитические обстоятельства. Война в Сирии, рост числа терактов в Турции, массовые аресты, общая нездоровая атмосфера в стране и, наконец, попытка государственного переворота в июле 2016 года — всё это послужило поводом для перехода к президентской форме правления как панацеи от всех бед. globallookpress.com © Emre Tazegul - Depo Photos «Это был подарок для Эрдогана, потому что до попытки госпереворота вопрос о введении президентской формы правления стоял, но не было ощущения, что это будет моментально возможно», — отметил в беседе с RT руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев. Теперь у Эрдогана и его сторонников есть весомые аргументы в пользу концентрации власти в одних руках — только так можно спасти страну. Во всей полноте Изменения в Конституции дадут Эрдогану практически неограниченные права. Он сосредоточит в своих руках всю полноту исполнительной власти, поскольку должность премьер-министра будет устранена. При этом он сможет оставаться лидером политической партии, что сейчас запрещено законом. Президент станет главнокомандующим и получит право делать назначения на важные посты в армии. Он сможет контролировать деятельность суда, в том числе Конституционного. Он будет избираться на пять лет и сможет переизбираться на два срока, таким образом, верхняя планка его президентства теоретически поднимается до 2029 года. Изменения также коснутся парламента: возрастной ценз для депутатов снизится с 25 до 18 лет, а число депутатов увеличится с 550 до 600. Парламентские выборы будут проводиться каждые пять лет — в тот же день, что и президентские. Reuters Не для себя, а для страны Однако такой безграничной власти Эрдоган добивается не для себя, по крайней мере, так выглядит официальная версия. Это политическая необходимость. Причём, назревала она давно. Эрдоган пришёл к власти как новый лидер новой Турции. Но за годы его правления обновления не произошло — наоборот, ситуация в стране сильно ухудшилась. Причина неудачи, по версии Эрдогана, — форма правления — парламентско-президентская республика, тормозящая позитивные преобразования. Стоит её отменить — и всё повернётся к лучшему. «Происходящее — это плановая «замена» государственной формы правления. Идея заключалась в том, что именно при президентской форме правления Эрдоган сможет служить своей стране и сделать из Турции новую Турцию, — пояснил Мавашев. — Построение этой новой Турции возможно исключительно при президентской форме правления, даже вопрос никогда по-другому не ставился». Процедурные вопросы Провести поправки через парламент стало возможно не только благодаря изменившейся политической конъюнктуре. Чтобы законопроект был утверждён в первом чтении, необходимо было набрать 330 +1 голос. И на данный момент Эрдоган этот минимум себе обеспечил. У правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в парламенте 316 мандатов. Для искомого результата ПСР вступила в альянс с Партией национального движения (ПНД), и в первом чтении поправки получили 340 голосов. По мнению Глазовой, это стало возможным также благодаря тому, что турецкие власти арестовали депутатов от прокурдской партии. Задача максимум — набрать во втором и третьем чтениях 367 голосов. Тогда закон будет принят. Если же голоса «за» застрянут на отметке 330+1, страну ждёт референдум по вопросу внесения поправок в конституцию. И тут могут возникнуть варианты. Испытание референдумом Если будут соблюдены договорённости между ПСР и ПНД и не произойдёт каких-то нештатных ситуаций, то референдум состоится с высокой долей вероятности. Оппозиция, конечно, попытается воспрепятствовать этому, но возможностей у неё для этого немного. «С точки зрения закона как-то отсрочить эту реформу легального способа у оппозиции нет, — подчеркнул Мавашев. — Будут протесты, будут митинги, но это всё будет очень трудно для них (для оппозиции. — RT), потому что в стране всё ещё действует режим чрезвычайного положения. А вот призывать не идти на референдум — очень может быть». У Эрдогана есть мощная поддержка среди определённых слоёв населения. Прежде всего, это сельские жители, средний класс, мелкая и средняя буржуазия. Однако не все сторонники турецкого лидера готовы поддержать его авторитарные устремления. «Эрдоган не смог за эти годы обеспечить Турции стабильность и процветание, — отметила Глазова. — Поэтому у меня есть сомнения, что он сможет на референдуме получить поддержку населения. У многих его сторонников будут опасения: если эти поправки будут приняты — Турция может превратиться в диктаторское государство». Пока же соцопросы показывают, что население скорее за внесение поправок. Для их принятия необходимо получить более 50% голосов граждан Турции. Если же законодательная инициатива не получит одобрения населения, это будет серьёзным ударом по имиджу Эрдогана. Проблемы перехода Переход к президентской форме правления в Турции может похоронить завоевания Кемаля Ататюрка или подвергнуть их ревизии и пересмотру. Однако, по мнению экспертов, попытка отказа от наследия Ататюрка — это очень опасная история, поскольку может подорвать изнутри правящую партию Справедливости и развития. «Наследие Ататюрка, скорее всего, пересмотрено не будет, — считает Мавашев. — Потому что очень много поколений воспитано в этой идеологии, и Турецкая республика в том виде, в каком она есть, всегда неизбежно будет напоминать об этом наследии». К тому же Эрдоган не может не понимать, что покусившись «на святое», он приведёт общество к расколу, и тогда — прощай, обещанная стабилизация.