Верховный твитокомандующий
Когда Дональд Трамп станет американским президентом, он продолжит использовать Twitter для важных политических заявлений. Об этом сообщил будущий пресс-секретарь главы государства Шон Спайсер, добавив: «Когда Трамп твитит, он получает результат». Сам миллиардер не раз высказывался в том же духе и даже утверждал, что микроблог помог ему победить в борьбе за кресло в Белом доме. «Лента.ру» изучила, чего Трампу и другим мировым политикам удается добиться с помощью сообщений длиной в 140 знаков. Сегодня у Дональда Трампа в Twitter 19,5 миллиона подписчиков. Фирменный стиль избранного президента — собственноручно написанные (иногда с орфографическими ошибками) эмоциональные твиты, обильно приправленные восклицательными знаками и капслоком. Например, рассказывая о планах нормализовать диалог с Москвой, республиканец в трех твитах написал: «Хорошие отношения с Россией это хорошо, а не плохо. Только "глупые" люди или дураки считают, что это плохо! У нас достаточно проблем по всему миру. Когда я стану президентом, Россия будет уважать нас гораздо больше, и мы вместе наверняка поработаем сообща и решим важные и неотложные проблемы ВСЕГО МИРА!» Из-за излишней экспрессивности и неполиткорректности твиты Трампа часто оказываются в центре скандала. Так, много шуму было после того, как политик раскритиковал бывшую «Мисс Вселенная» Алисию Мачадо, выступившую в поддержку Хиллари Клинтон. Мачадо утверждала, что когда она набрала вес, Трамп стал называть ее «мисс поросеночек» и «мисс домохозяйка», и пообещала голосовать за кандидата от Демократической партии. В ответ республиканец предположил, что модель втерлась в доверие Клинтон обманом, и счел необходимым поведать об этом в три часа ночи в серии из нескольких твитов. Twitter Трампа используется и для политических заявлений: 3 января он, например, отругал Китай за то, что тот извлекает выгоду из торговых отношений с США, но не хочет помочь им надавить на КНДР. После этого из Пекина через агентство «Синьхуа» Трампа попросили умерить свою тягу к 140-символьным сообщениям. Издание Politico сообщало, что даже чиновники Госдепартамента не знают, на что им ориентироваться в будущем: на официальные документы или на аккаунты президента в соцсетях. Внешней политикой Twitter-активность республиканца не ограничивается. Когда конгрессмены в начале года решили де-факто упразднить управление по контролю за этикой (независимый орган, призванный отслеживать конфликты интересов законодателей и не допускать нарушений установленных для политиков этических норм), будущий президент немедленно отреагировал. «Учитывая, сколько дел у Конгресса, стоит ли ему делать ослабление независимого этического регулятора, каким бы несправедливым тот подчас ни был, своим приоритетом? Сосредоточьтесь лучше на реформе налогов, здравоохранения и других гораздо более важных вещах!» — написал Трамп, сопроводив сообщение хештегом #DTS (Drain the swamp, «осушим болото» — один из предвыборных лозунгов политика). Но наибольшей силой обладают твиты Трампа, касающиеся бизнеса. 12 декабря он написал, что затраты на разработку и производство новых боевых самолетов F-35 вышли за рамки разумного, и после инаугурации власти сэкономят миллиарды долларов на военных и прочих государственных закупках. Одно сообщение длиной в 140 символов обрушило капитализацию компании Lockheed Martin на четыре миллиарда долларов — то есть каждый написанный политиком символ стоил акционерам примерно 28 миллионов. Другой авиагигант — Boeing — подвергся критике за расходы на производство нового президентского лайнера: после твита Трампа корпорация потеряла примерно один процент своей стоимости, связалась c будущим президентом и пожертвовала миллион долларов на его инаугурацию. Одно сообщение в микроблоге политика за пять минут лишило миллиарда долларов компанию Toyota. «НИ ЗА ЧТО! Стройте свои заводы в США или платите большой налог!» — потребовал он, узнав, что автопроизводитель вознамерился открыть фабрику в Мексике. Схожая судьба постигла General Motors, когда избранный президент узнал, что компании удается ввозить в США сделанные в Мексике автомобили без уплаты таможенных сборов. «Хорошие компании» Трамп не прочь и похвалить: он публично одобрил планы корпорации Fiat Chrysler инвестировать один миллиард долларов в заводы в Мичигане и Огайо и создать две тысячи рабочих мест. Поблагодарил он и компанию Ford за желание развивать производство в США, а не в Мексике. Чтобы акционеры знали, когда будущий президент подвергает риску их деньги, для iOS даже разработали специальное приложение: каждый раз, когда Трамп упоминает интересующую пользователя компанию, ему присылают уведомление. Пользователи по-разному реагируют на Twitter-выпады политика: кто-то утверждает, что президенту следует быть сдержаннее, но многие благодарят его за то, что даже официально еще не вступив в должность, он уже делает Америку великой и возвращает местным жителям рабочие места, а желающих нажиться на простых трудягах капиталистов нещадно карает долларом. Можно предположить, что после инаугурации фолловеров в Twitter у Трампа прибавится, но пока самый популярный политик в этой соцсети — Барак Обама. Подписчиков у него в четыре раза больше, чем у Трампа, — чуть более 80 миллионов. По числу фолловеров Обама уступает только Кетти Пери, Джастину Биберу и Тэйлор Свифт. Считается, что именно личный контакт с избирателями в соцсетях помог ему дважды одержать победу на президентских выборах. Как сообщает The New York Times, у его администрации есть три задачи, которые она выполняет на всех платформах: освещать, агитировать и развлекать. Издание The Atlantic отмечает, что Обама — первый президент, ставший «мастером соцсетей», по аналогии с «мастером телевидения» Джоном Кеннеди. Именно социальные сети помогли избирательной кампании Обамы достучаться до молодых избирателей: как пишет Time, миллион его подписчиков на Facebook раскрыли списки друзей — 85 процентов сторонников Обамы из «колеблющихся штатов» возрастом до 29 лет были найдены именно таким способом. Twitter Обамы, в отличие от Трампа, ведут его помощники, а сообщения, отправленные самим президентом, можно распознать по подписи "BO". В течение двух лет твит «Еще четыре года», отправленный после победы на выборах в 2012-м, был самым популярным сообщением во всей соцсети. Именно в Twitter Обама провел и первую сессию вопрос-ответ, предложив пользователям соцсетей задавать ему вопросы с хештегом #askObama. Созданный в 2015 году аккаунт @POTUS (President of the United States of America, президент США) ведется лично Обамой и позволяет ему оперативно реагировать на происходящие в стране события. Например, когда в сентябре 2015 года американского школьника Ахмеда Мохамеда задержала полиция за «похожие на бомбу» самодельные часы, Обама в тот же день через микроблог пригласил мальчика в Белый дом. Как отмечает Engadget, к окончанию президентских полномочий стиль общения команды Обамы в Twitter стал меняться: в постах появилось больше картинок и GIF-анимации, однако серьезная повестка осталась. Twitter популярен не только у американских политиков. Лидер «самой большой демократии в мире» — глава индийского парламента Нарендра Моди — еще до вступления в должность освоил сервис коротких сообщений, а став премьером, развернулся вовсю: у него 26,2 миллиона подписчиков, он второй по популярности политик в соцсети. Иногда складывается впечатление, что Моди строчит в микроблог не переставая: редкий день обходится без четырех-пяти твитов. 9 января, к примеру, он оставил 21 сообщение. Как утверждают в его окружении, все твиты Нарендра Моди пишет сам, очень любит вставлять картинки и видео. При помощи Twitter индийский премьер грозит врагам, ободряет сторонников и информирует миллиард с лишним граждан о том, чем живет и чем дышит председатель правительства. Любовь Моди к соцсетям порой становится предметом насмешек. К примеру, 10 января он сообщил согражданам, что пропускает занятие йогой, чтобы навестить мать. Политические противники тут же язвительно прошлись по стремлению премьера выносить личную жизнь на публику: лидер оппозиционной «Аам Адми парти» Арвинд Кеджривал прочитал Моди в Twitter целую лекцию на хинди (что также выглядело издевательством — Моди, несмотря на подчеркнутую любовь к этому языку, предпочитает писать на английском) о том, как аморально втягивать в политику престарелую мать. Критикуют премьера и за неразборчивость в интернет-связях: так, журналистка Свати Чхатурведи, выпустившая недавно книгу-расследование «Я — тролль», обнаружила, что Моди зафолловил нескольких знаменитых интернет-троллей. «Ни один мировой лидер — будь то Барак Обама, Тереза Мэй, Ангела Меркель — не фолловит интернет-троллей, — возмущается она. — Что нам это говорит о Моди? Почему мой премьер-министр читает тех, кто распространяет шутки про изнасилования и угрожает женщинам и мужчинам, будто это пустяк? С одной стороны, Моди провозглашает лозунг "бети бачао, бети падхао" (обезопасить девочек и дать им образование — прим. «Ленты.ру»), с другой — мы видим, что он делает». Тем не менее большинству индийцев интернет-активность Моди явно по душе. Не вылезающий из Twitter премьер олицетворяет политика нового типа — технически грамотного, продвинутого, владеющего новыми технологиями. Особенно разителен контраст этого образа с представителями правящей «Бхаратия Джаната парти» (БДП), которая стоит на консервативных позициях и издавна ассоциируется с местными духовными скрепами, опорой на малообразованное деревенское население и заигрыванием с индуистами-радикалами. Имидж прогрессивного лидера выручает партию Моди в самые тяжелые моменты. Моди — живой символ запущенной им же кампании «Цифровая Индия», целью которой является распространение интернет-грамотности среди населения, создание инфраструктуры электронных услуг и развитие рынка цифровых технологий. Программа стартовала в июле 2015-го, и за полтора года премьеру-энтузиасту удалось расшевелить неповоротливую индийскую бюрократическую машину. Теперь у каждого министерства и ведомства есть своя служба общения с пользователями — Twitter Seva, позволяющая максимально быстро реагировать на жалобы и запросы.