Мифология шорцев и телеутов. Каково миропонимание малых народов?
Единой, упорядоченной, систематизированной мифологии у шорцев и телеутов учёные не зафиксировали. О фрагментарных мифологических рассказах и незначительном числе текстов шаманских камланий, в которых и представлено миропонимание этих народов, корреспонденту «АиФ – Кузбасс» рассказал профессор Дмитрий ФУНК. Своя мифология Дмитрий Функ Обычно под мифологией понимают специфический способ осмысления мира, в котором люди и животные, все существа и природные объекты, мир людей и мир духов и божеств понимается как единое целое, некий равновесный космос. Здесь могут взаимодействовать все названные субъекты, и сохраняется возможность взаимного проникновения их всех в иные сферы мироздания. В целостном виде мифологии разных народов мира становятся известными, главным образом, лишь в случае письменной их фиксации, если невозможно записать их варианты в живом исполнении. Так сложились и научные, и наши обыденные представления о мифологии Шумера и Аккада, Древнего Египта, о дневнегреческой и древнеримской мифологиях. Те отрывки из древних мифологий, которые оказались известны нам в отношении современных шорцев и телеутов – это в большинстве случаев лишь так называемые мифологические рассказы, жанр фольклора, лишённый сакральности. Лишь изредка, если была возможность общения с носителями сакрального знания, с шаманами, например, исследователи могли получать какие-то дополнительные сведения о мифологии того или иного народа. На небе и под землёй И всё же можно говорить о наличии некоторых констант в мифологии шорцев и телеутов. В традиционной картине мира верховное (по месту обитания, но не по функциям) место занимал персонаж по имени Ульгень, только у шорцев это был мужчина, а у телеутов (кстати, как и у бурятов) – женщина. Влияние мировых религий, в частности христианства, отразилось и на этих представлениях. В середине XIX века учёным удалось записать у шорцев, например, такое высказывание: «На небе живет Бог – Кудай (распространённое у всех восточных татарских племён персидское название Бога), который создал землю. Зовут его Муколы (испорченное русское Николай, которого русские зовут Чудотворцем), а под землёй – злой, которого зовут Айна. Когда человек умрёт, Айна пожирает его душу». Но картина мира была существенно более сложной, чем можно было бы заключить по этому простонародному высказыванию. У телеутов миров было пять (верхний, два средних, нижний и «земля истины», располагавшаяся, как сказали бы мы сейчас, в космосе), да и число слоёв, как небесных, так и подземных, существенно отличалось от известных в шорских вариантах космологии. Иной была картина в эпических сказаниях, где небесным миром правил Создатель и где миров было как минимум четыре – верхний, средний, нижний и горы. В каждом из миров была своя «земля» со своими солнцем и луной. На каждом из слоёв неба (у шорцев зафиксировано представление о девяти мирах, у телеутов – о 16) жили божества, к которым по просьбе людей обращался шаман, когда требовалось испросить тот или иной вид благополучия. Местом обитания посмертных двойников человека считался либо подземный мир, главой которого обычно назывался Эрлик (брат Ульгеня), как у шорцев, либо место на границе нашей и воображаемой земли (обе они составляют наш, средний мир), где не было главного божества, как у телеутов. Земля мыслилась в виде тарелки с приподнятыми краями, причём телеуты считали её стоящей на спинах четырёх сивых быков, от движения ног которых происходит землетрясение. И в шорской, и в телеутской культуре важное место занимали представления о множественности душ или двойников, как у человека, так и у иных живых существ и даже растений, а также о духах-хозяевах (покровителях) мест – гор, рек, озер, стихий. Также люди верили в духов некоторых талантов или экстраординарных умений (есть, например, дух-хозяин эпических сказаний), важных сакральных предметов (рукояти бубна и шаманской колотушки), мест перехода из одного мира в другой (порога, земной щели или дымохода земли и др.). Отдельные детали этой уникальной космологии ещё и сейчас можно обнаружить в устойчивых словосочетаниях в шорском и телеутском языках, в сохраняющихся представлениях о горных и речных хозяевах и хозяйках, а также в фольклорных материалах.