Как Памирские горы испытывают автолюбителей на прочность
ДУШАНБЕ, 26 ноя — Sputnik. Горы — это испытание не только для человека, но и для автомобиля. Группа экспертов компании LAV Productions отправились в автомобильное путешествие по горам Памира, где находятся самые высокие перевалы на территории бывшего Советского Союза, чтобы понять с каким сложностями сталкиваются туристы в погоне за красивыми видами, сообщает "Авто.Mail.ru". Памирский тракт. Начало одной из самых высокогорных дорог мира — в киргизском Оше. Караванную тропу превратили в подобие дороги русские саперные части в 1894 году, а довершили дело уже советские строители во второй половине 30-х. Но с инфраструктурой там до сих пор не очень… Название заброшенного шалмана Ак Жол можно перевести как "Доброго пути". #киргизия #памирскийтракт #8000метровповертикали #kirgyzstan #pamir #lavproductions #lavpro #jaguar #jaguarfpace #michelin #ягуарфпейс #едемдальше #🇰🇬 Фото опубликовано Lav Productions (@lav_productions) Окт 31 2016 в 9:36 PDT "Задачу, которую мы поставили перед собой, можно сформулировать так: попробовать за минимальное время преодолеть отрезок пути с максимальным перепадом высот и почувствовать все изменения в поведении автомобиля и человека, зафиксировать максимум данных, а потом проанализировать эту информацию со специалистами", — заявил руководитель компании LAV Productions Андрей Леонтьев. Въезд в Таджикистан для Россиян безвизовый, но по загранпаспорту. Однако доя того, чтобы продолжить путешествие по Памирскому тракту надо въехать в Горно-Бадахшанскую автономную область. А вот здесь требуются или специалтнын разрешения (заказываются заранее), или другие бумаги — например, зеленые. Нужно оформлять и временный ввоз на машину — 45 долларов США. И заплатить некий санитарный сбор 12 местных денег. Общение происходит ненавязчиво, в большим видавшим разные варианты калькулятором в руках добродушных смуглых таможенников в спортивных костюмах и камуфляже. Но учитывая высоту в 4000 метров, на которой их привыкшие мозги работают куда эффективнее твоих звенящих, конвертация складывается в пользу принимающей стороны. #едемдальше #новоеприключение #lavproductions #lavpro #таджикистан #граница #переходграницы #8000метровповертикали #tadjikistan #памирскийтракт #памир Фото опубликовано Lav Productions (@lav_productions) Ноя 4 2016 в 5:59 PDT Отрезок Памирского тракта от начала подъема на перевал Талдык в Кыргызстане до спуска с перевала Ак-Байтал в Таджикистане — это ровно 200 км. На пути — 3 перевала: Талдык (3620 м), Кызыл-Арт (4282 м), по которому как раз проходит граница, и Ак-Байтал (4655 м). Испытать на прочность было решено два кроссровера — один на дизеле, второй на бензине. Конец асфальта "Если кто-то думает, что Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан — это края вечного лета, где арбузы и дыни не сходят с грядок, то он плохо учил географию. Уже на границе Казахстана и Кыргызстана пришлось штурмом брать снежные переметы выше ступицы. Но когда снег поднялся до фар, пришлось копать — законы физики пока ни один автомобиль преодолеть не в состоянии. Но самые большие природные контрасты ждали на выбранном "опытном" участке. Когда мы выезжали из Оша, на панели светились оптимистичные +16. Но на высоте 2600 метров была уже настоящая зима: снега по колено и нарастающий минус", — рассказывает Леонтьев. А на нейтральной полосе… Цветов нет, зато снова снега. Между Киргизской и Таджикской границами — 26 км. и второй по значимости перевал на маршруте Приключения "8000 метров по вертикали# Кызыл-Арт (4820 метров). И опять добрым словом вспомнили себя, что обулись в зиму, и Michelin X-Ice 2, который позволит нам не тупить на подъёмах и спусках. Киргизких погранцов прошли быстро и без проблем, пожелали удачного пути. Помимо собственно пограничников и таможни, есть еще одна проверяющая инстанция — госнаркокомитет. Кроме того, рекомендуют оставить алкоголь — это может вызвать вопросы уже у таджикских товарищей. Но все очень корректно и дружелюбно. #памир #lavpro #lavproductions #8000метровповертикали #киргизия #kyrgyzstan #🇰🇬 #jaguar #jaguarfpace #mlchelin #ягуар #ягуарфпейс #нейтральнаяполоса #едемдальше #новоеприключение #граница #памирскийтракт Фото опубликовано Lav Productions (@lav_productions) Ноя 1 2016 в 10:56 PDT На вершине перевала Талдык барометр показывал 478 мм ртутного столба. При том, что в начале подъема было чуть более 700 мм. Впереди их ждал подъем на два четырехтысячника и конец асфальта. "При подъеме на Кызыл-Арт, после 4000 метров, педаль акселератора уже стала чуть вяловатой, впрочем, о каком-то существенном падении мощности или момента говорить не приходится — людям было хуже", — вспоминает Леонтьев. Перевал Ак Байтал, вид на юг с высоты 4655 метров. Все, что слева от реки — уже Китай. Все, что дальше на юг — Таджикистан. На ближайшую сотню с лишним км нет точки ниже 3500 м, а в 70 км кишлак Мургаб, некогда самый высокогорный райцентр СССР. Если ехать дальше по Памирскому тракту, упрешься уже в границу Афганистана. Давление здесь на перевале 432 мм ртутного столба. Не очень комфортно, если честно. При нормальной рабочей температуре двигателя антифриз начинает закипать. #памирскийтракт #8000метровповертикали #таджикистан #горныйбадахшан #акбайтал #перевалакбайтал #памир #lavpro #lavproductions #jaguarfpace #ягуарфпейс #ягуар #высота #навысоте #горы #вгорах Фото опубликовано Lav Productions (@lav_productions) Ноя 17 2016 в 2:36 PST Заезд без кислорода Считается что, до высоты 3,5-4 кг организм человека способен бороться с недостатком кислорода. Для этого необходимо дышишь чаще и глубже, получая нужное количество кислорода за счет большего объема воздуха. Памирский тракт. Между киргизской и таджикской границами. Перевал Кызыл-Арт, второй по высоте на этой легендарной дороге. 4282 метра. Давление — 460 мм. ртутного столба. Не густо. Башка немного стеклянная. Дышишь как под водой, рассчитывая силу каждого вздоха, оценивая необходимость каждого движения… Если так в разведке, что будет, когда будем скакать по перевалам на время? А машина — ничего. Турбодизель тянет, только немного стал вяловат. Впрочем, впереди ещё таджикская застава и дальше — самый главный перевал — Ак-Байтал, 4655 метров… #8000метровпо вертикали #памирскийтракт #памир #ягуар #яруарфпейс #мишлен #lavproductions #lavpro #едемдальше #новоеприключение #кызыларт #перевалкызыларт #перевал #высота #навысоте #jaguarfpace #jaguar #michelin #michelinxice Фото опубликовано Lav Productions (@lav_productions) Ноя 3 2016 в 1:06 PDT "На всякий случай у нас был с собой кислород, но мы же упертые — если решили сделать из себя подопытных кроликов, надо идти до конца. Кстати, очень помогает опыт дайвинга, который вырабатывает правильную привычку совершать только оправданные и размеренные движения, чтобы экономить кислород", — рассказал глава LAV Productions. После подъема на 4 тысячи метров скорость передвижения сильно падает, так как у водителя замедляется реакция. А при подъеме на самый высокий перевал на маршруте из-под капота дизельной машины показался пар. Слабое электричество Ночевали туристы в гестхаусе районного центра Мургаба. Улыбчивая хозяйкой накормила гостей вкусным лагманом. Однако тут команда столкнулась с еще одной проблемой — слабым напряжением в сети. Тлеющие ниточки в лампочках позволяют не выключать свет перед сном, попытки зарядить телефон или компьютер остались тщетными. "Спать тяжело, проснулись как будто полупьяными, но все же решение переночевать на высоте 3000 метров было оправдано — организм хоть как-то начал адаптироваться, и следующий день основной части эксперимента прошел легче, чем первый", — вспоминает один из участников заезда. Фото опубликовано Lav Productions (@lav_productions) Ноя 1 2016 в 7:15 PDT Как выжить в горах "Не стоит повторять наш эксперимент. При таких быстрых подъемах организм не успевает адекватно реагировать на перепады давления. В результате — периодическое головокружение, снижение реакции, учащенное сердцебиение. Но самое главное — человек полностью сконцентрирован на управлении автомобилем, вкладывая в это дело последние ресурсы организма. И смысл путешествия, как возможности получить свежие впечатления и увидеть то, что никогда не видел, исчезает", — рассказывает Леонтьев. В обычной ситуации при скорости 80 км/ч водитель способен легко разглядывать пейзажи через лобовое стекло и запоминать увиденное, однако в горах на большой высоте в памяти остаются лишь ямы и повороты, разгоны и торможения. Озеро Каракуль, Таджикистан. Два оттенка синего, два оттенка белого. Цвет воды — темно синий. Всегда. Именно такой нереальный, как на фото. Белый по берегу — соль. Белый в горах — снег. Все это великолепие на высоте 4000 метров имеет длину в 33 км и ширину в 23 и, говорят ученые, образовалось благодаря падению метеорита. Зимой все это зеркало замерзает, а летом вода не прогревается выше 12. Вода на вкус — горько-соленая. Купаться не тянет, а вот про все забыть и посидеть на берегу… И мобильной связи в этом благословенном месте нет. Здорово! #каракуль #озерокаракуль #высокогорныеозера #соленоеозеро #таджикистан #tadjikistan #jaguar #jaguarfpace #памир #памирскийтракт #ягуарфпейс #ягуар #michelin #michelinxice #мишлен #8000метровповертикали #lavpro #lavproductions #новоеприключение #едемдальше Фото опубликовано Lav Productions (@lav_productions) Ноя 3 2016 в 2:08 PDT После путешествия автомобилисты сделали несколько полезных заключений. "Исходя из полученного опыта, рекомендации следующие: после достижения высоты 2000 метров и до 3500 останавливаться каждые 500 метров. Далее — до 4000 — каждые 100-150. Останавливаться — это значит выходить из машины, неспешно прогуливаться с фотоаппаратом, пытаться дышать не часто, но глубоко и при малейших признаках головокружения садиться на землю и стараться не делать никаких движений, пока мир вокруг не придет в равновесие. При малейших признаках отключки за рулем — мгновенная остановка", — пишут экстремалы. Нелишним также будет захватить с собой баллончик с кислородом. "Пригодится, поверьте, не для себя, так для кого-то из попутчиков точно. А вот автомобиль ваш, если это не карбюраторный 40-сильный антиквариат, вполне справится с поставленной задачей. Важно только не перекачивать шины, и не использовать в качестве охлаждающей жидкости воду. Она закипит еще быстрее, чем антифриз", — рекомендуют автомобилисты.
