Диана Арбенина: Призванию замены нет
Готовясь к своему большому концерту в «Лужниках», бессменный лидер группы "Ночные снайперы" и мама двоих детей-близняшек Диана Арбенина дала интервью «ВМ».В небольшом «мосфильмовском» кафе свет тускл и совершенно некинематографичен.Расположившись за угловым столиком, Арбенина неспешно пьет чай и имеет вид, какой бывает по утрам у всех в мире родителей, вынужденных вставать ни свет ни заря, чтобы отвезти детей в школу. —Вам больше лето или зима нравится? — неожиданно и с ходу спрашивает она. — Мне вот в последнее время зима. Возможно, потому, что я свою молодость на Колыме провела. Зима прекрасна! Хотя именно в это время года ощущается такая нехватка энергии, что приходится задействовать все возможные внутренние резервы, чтобы по-прежнему выглядеть как девочка. Мне так не хватает солнца! —И на какой же возраст вы себя ощущаете сегодня? —Сегодня — на целый 21 год. Сегодня я какая-то старая! А вообще обычно — на 17. ДЕТИ СДЕЛАЛИ МЕНЯ СМЕЛОЙ — Вы назначили встречу на утро. Мне казалось, что обычно музыканты ведут ночной образ жизни и в это время еще видят сны. — Да я бы и раньше могла с вами встретиться. У меня же двое детей, которые в этом году пошли в первый класс. И теперь я заложница подъемов в 6 утра. — За два с половиной часа до начала уроков?! — У нас правило: я их не бужу — они просыпаются по будильнику сами. Они должны встать, убрать постель, умыться, надеть форму, сесть за стол и позавтракать. Мне бы на это хватило минут двадцать, ну полчаса. Моим же нужно часа полтора. Они как будто в постоянном рапиде! Захожу в комнату: «Тема, ты все еще в трусах?!» А он: «Ну-уу-у…» Потом они начинают выяснять отношения друг с другом, пихаться. Ну а кроме того, сейчас снег, на улицах пробки, а потому дорога у нас занимает около часа. Если мы не сядем в машину в 07:30, мы в школу опоздаем. А мы в школу не опаздываем! — Забираете их из школы тоже вы? — Да. В 15:30. Если, конечно, я в Москве. А как иначе? Тем более что у меня, как у любой, наверное, мамы, есть постоянный комплекс вины перед своими детьми: мне кажется, что я им уделяю мало внимания, мало с ними разговариваю. Поэтому и стараюсь все с ними делать сама. — Не боитесь задавить их своей любовью? — Сейчас — нет. У них пока такой возраст, когда любви много не бывает… Случается, что я одеваюсь, чтобы ненадолго выйти из дома, а у них уже глаза, полные слез: «Мама, ты куда?» И я начинаю объяснять Теме и Марте, что скоро буду, что мне очень нужно отлучиться по работе, что, если грубо говорить, я хочу заработать деньги, на которые потом куплю им велосипеды. Вот только они все равно переживают — и с каждым годом все конкретнее. Парень так вообще замыкается… — В школу-то они ходят с удовольствием? — Да. Другое дело, что появился мальчик, который начинает Артема слегка изводить. Я за этим наблюдаю и пока не вмешиваюсь, как всякий нормальный взрослый человек, хотя одна стычка у них уже была, после чего меня вызывали в школу. Впрочем, я к этому уже привыкла, потому что в детском саду, например, Тема был единственным мальчиком, чью маму вызывали на родительские собрания. И вот представьте: я сижу на крошечном стульчике — коленки упираются в уши — перед четырьмя преподавателями, и каждый из них мне что-то выговаривает: мол, Артем не хотел это, не сделал то, бегал, прятался под столом. А мне сначала скучно, потом стыдно, потом я начинаю краснеть. Короче, кошмар! — Бойкий мальчик. Весь в маму. — Я в школе бойкой-то не была. Не была выскочкой. Но, правда, и в обиду себя никогда не давала. И это притом, что школы мне, благодаря родителям-журналистам, переезжающим с места на место, приходилось менять постоянно. Минск, Чукотка, Магадан, Колыма… Тема и Марта же бойкие дома, но, оказавшись в незнакомой обстановке, тут же сникают, начинают вести себя несколько иначе. Ровно до тех пор, пока не освоятся. Вчера, например, мы были с ними на хоккее, так что они там вытворяли! Бегали, прыгали, скандировали! Я за ними наблюдала с огромным удовольствием. — Так и рождаются ваши стихи и тексты? Из разговоров и наблюдений за другими? — Нет. Все это рождается только внутри меня и отталкиваясь от моих собственных эмоций. Поэтому мои песни — это рефлексия, не имеющая к окружающим меня людям отношения. — Это как у Булата Окуджавы? Помните ведь: «У поэта соперников нету — ни на улице и не в судьбе, и когда он кричит всему свету, это он не о вас — о себе»? — Именно так. Я пишу только для себя, а не для того, чтобы какое-то радио взяло мою песню в ротацию. Но когда я выхожу на сцену, то пою для людей. И в этот момент моя песня перестает мне принадлежать. — Концерт — это тоже кайф? Или тяжелая работа? — Это кайфовая тяжелая работа. Я сижу после концерта усталая, обессиленная, но — счастливая. — И как тут обойтись без допинга? Что вас подзаряжает? — Да любовь, что же еще! Не будь ее, не было бы и меня. — Да? А Леонард Коэн утверждал, что все талантливые музыканты — «брошенки». — А это одно и то же. И любовь, и чувство, возникающее в тот момент, когда тебя бросают, имеют один и тот же градус. — Так и живете? — Так и живу — на этом самом градусе, все чувствуя и все пропуская сквозь себя. Это не позволяет расслабляться. И еще — помогает мне не закрываться от других людей. СТРОЧКИ И ЛЮДИ — Что такое «полноценная жизнь»? — Для женщины — когда ее любит мужчина. Именно тогда она чувствует себя востребованной. А для мужчины — когда у него есть возможность самореализоваться. — Заниматься любимым делом — к примеру, писать стихи или зарабатывать большие деньги для женщины, которую он любит? — Одно другому не мешает, чему служит свидетельством пример Иосифа Бродского. — Его называли тунеядцем! — А он эмигрировал и стал поэтом с мировым именем! А мог быть и другой сценарий: услышав обвинения, он бы забил на стихи и пошел строить дома, получая за это огромное количество денег. Здорово? Здорово! Но тогда он бы не был настоящим поэтом. Призванию невозможно найти замену. Невозможно сдерживать вдохновение. Самые лучшие строчки не уходят, песни не уходят, самые лучшие люди не уходят. Не нужно ничего и никого насильственно удерживать: все, что должно быть с тобой, к тебе обязательно придет и с тобой останется. Главное — четко знать, что тебе нужно. СПРАВКА Диана Сергеевна Арбенина (девичья фамилия Кулаченко) родилась 8 июля 1974 года в Воложине Белорусской ССР. Музыкант, певица, поэтесса, одна из основателей группы «Ночные снайперы» (1993). С 2002 года — единственная вокалистка группы. Разведена. В 2010 году родила двойняшек — Артема и Марту.