Войти в почту

Трамп способен побеждать людей, но не роботов

17 ноября Трамп сообщил в своем Твиттере, что его «друг Билл Форд, председатель «Форда», проинформировал о намерении оставить завод по производству «Линкольнов» в Кентукки – без всякой Мексики». Речь идет о заводе в г. Луивилль, штат Кентукки, где собирают малогабаритные внедорожники Ford Escape и Lincoln MKC. Однако, как указывает телекомпания CNBC, у концерна «Форд» не было утвержденных планов перемещать производство данных машин в Мексику – об этом, возможно, могла бы пойти речь разве что в будущем, поскольку эти фордовские модели слабо продаются в США. Сообщая о своих усилиях (реальных или мифических) на благо «замечательного штата Кентукки», Трамп убил сразу двух зайцев. Во-первых, он подбросил дров в огнедышащую печку своей популярности среди рабочего класса, оставленного на обочине глобализации без всякого приобщения к ее материальным благам. Во-вторых, он сделал шаг как бы в сторону выполнения своего предвыборного обещания – вернуть в Америку деньги и рабочие места, уводимые корпорациями в более дешевые страны. Во время своей избирательной кампании Трамп неоднократно критиковал «Форд» за решение перенести производство некоторых малогабаритных моделей в Мексику. Он угрожал ввести пошлину на ввоз автомобилей, собранных в Мексике, в размере 35% от стоимости авто. В сентябре главный исполнительный директор «Форда» Марк Филдс дал отповедь тогда еще кандидату Трампу: он заявил, что перенос в Мексику сборки Ford Focus и гибридных C-Max никоим образом не будет означать сокращения рабочих мест в США. Филдс подчеркнул, что введение 35-процентной таможенной пошлины на машины, собранные в Мексике (а этим занимаются не только «Форд», но и другие автомобилестроительные корпорации) будет серьезным ударом по американской экономике. Сейчас, когда Трамп готовится вступить в должность президента, «Форд», возможно, решил не продолжать конфронтацию с ним, а попытаться договориться по-хорошему, пойдя на какие-то уступки. Очевидно, так же рассуждает руководство корпорации Apple, которое, по сообщениям американских СМИ, рассматривает возможность переноса части производства айфонов в Америку (на сегодня в США находятся только менеджмент и логистические службы «яблочной» компании, а физическое производство всей ее электроники осуществляется в Китае). Говорят, Apple уже попросила своих китайских партнеров подумать о путях перебазирования части производства в США. Интерес Трампа к теме пресловутого «возвращения рабочих мест в Америку» понятен: работяги т.н. «ржавого пояса» индустриальных штатов, составившие костяк его электората, ждут выполнения предвыборных обещаний – иначе ему не видать второго президентского срока. Ему придется заодно подумать – и быстро – об ускорении роста реальной заработной платы, которая отстает от темпов роста экономики. Но что касается «возвращения рабочих мест», многие авторитетные эксперты считают это нереальным. Во-первых, меры типа 35% тарифа на ввоз авто противоречат правилам Всемирной торговой организации и Североамериканскому соглашению о свободной торговле (NAFTA). Во-вторых, обещанное Трампом резкое снижение корпоративного налога на прибыль (чтобы компаниям было выгодно держать свои деньги в границах страны) ухудшит платежный баланс федерального правительства, у которого и так ни на что нет денег и кругом одни долги. В-третьих, возвращать в США ушедшие за границу рабочие места экономически нецелесообразно. В-четвертых, это не решает проблемы сокращения занятости в промышленности. Журнал Массачусетского технологического института MIT Technology Review доходчиво разъяснил ситуацию. Сокращение числа рабочих мест в промышленном производстве началось задолго до глобализации, эпидемии договоров о свободной торговле, аутсорсинга и т.п. – оно происходит с 1980 года. С тех пор количество рабочих мест в промышленности США уменьшилось с 18,9 млн. до 12,2 млн., т.е. на треть. И произошло это главным образом за счет технического прогресса: работу, которую выполняли люди, теперь делают роботы. Это более эффективно: сегодня американская промышленность – сократившаяся на треть – производит намного больший объем продукции, чем в 1980 году. Издание приводит данные Boston Consulting Group: широко применяемая в автомобильном производстве точечная сварка обходится в $8 в час, когда ее выполняют роботы (как сейчас), и в $25 в час, когда ее делают люди (как тогда). В 1980 году для создания продукции стоимостью $1 млн. (в сегодняшних деньгах) требовалось 25 рабочих, сегодня – пять человек. Может ли будущий президент Трамп заставит автомобилестроителей повыбрасывать всех промышленных роботов и вернуться к ручному труду? Наверное, этого не может сделать никто. И это не требует доказательств. Нью-Йорк

Трамп способен побеждать людей, но не роботов
© Московский Комсомолец