Александр Багаев: Голос святош или Макиавеллианская технология

Точно такие же святоши, которые нападают на Трампа, 500 лет назад обрушились на Никколо Макиавелли. Церковь устами самых талантливых публицистов немедленно превратила его в исчадие ада, обладая тотальным контролем над тогдашним мэйнстримом. В Соединенных Штатах последние два дня творится что-то невероятное: традиционно выступающие за демократов законодатели мод в мире американских либералов развязали какую-то немыслимую по своему накалу «кампанию ненависти» против победившего на президентских выборах Дональда Трампа. Более того, все, кто видел в новостных видеороликах репортажи о протестных демонстрациях, наверняка отметили удивительное сходство с начальной стадией прокатившихся по миру «цветных революций»: самые что ни на есть симпатичные и невинные «онижедети», доведенные до отчаяния и «не могущие больше так жить» «в этой стране», размахивают самодельными плакатиками с лозунгами, выражающими их вполне абстрактное детское возмущение «этим Злом» и «фашизмом», о которых они, вообще-то, еще толком-то и не знают ничего. А рядом – уже гораздо менее симпатичные «стихийные хулиганы» под шумок затевают акции, явно имеющие целью спровоцировать полицию на насилие: жгут государственный флаг и чучела избранного президента США; и то, и другое суть уголовно наказуемые деяния, и должны пресекаться правоохранительными органами; а когда полиция вмешивается, то там и до грубого обращения с «онижедетьми» – любящими к тому же погеройствовать друг перед другом – уже совсем недалеко. Любое малейшее насилие будет тут же заснято со всех ракурсов (сейчас снимающих демонстрантов и полицию на видео, как правило, гораздо больше, чем самих демонастрантов и полицейских), и видео эти будут мгновенно растиражированы. Как потом будут развиваться события – буде нечто подобное случится – думаю, все уже неоднократно видели. Так что хочу поделиться двумя другими, возникшими попутно соображениями. Вот любимый журнал либеральных интеллектуалов Западного побережья (то есть в первую очередь Голливуда и Кремниевой долины) опубликовал письмо, которое знаменитый сценарист Аарон Соркин якобы написал своим жене и дочери. Не очень верится, что нормальный человек станет общаться с любимой семьей таким странным театральным образом – через СМИ – но предположим; сначала несколько самых ярких цитат из «письма» (перевод мой. – А.Б.): «…мир изменился; он изменился так, что я уже не смог вас от происшедшего уберечь… Не стану скрывать правду: то, что случилось, действительно страшно… Не в первый раз выигрывает не мой кандидат, но впервые над ним одержал верх абсолютно и полностью некомпетентный боров, у которого голова забита опасными идеями и который к тому же страдает серьезным умственным заболеванием, ничего не понимает в жизни и не желает ничему учиться… Победил (Ку Клукс)Клан. Белые националисты. Женоненавистники, расисты, шуты гороховые… Эти самцы, не заслуживающие того, чтобы называться мужчинами, устроили праздник всем мужланам по всему свету… Мы опозорились перед нашими детьми и всем миром… Наши союзники по НАТО с полным на то основанием испытывают самые серьезные опасения за свою судьбу… Американцы–мусульмане, американцы мексиканского происхождения, афро-американцы – те просто трясутся от страха. И справедливо будет отметить, что многие поклонники Дональда Трампа не испытывают симпатий к евреям (Аарон Соркин – американец еврейского происхождения. – А.Б.)… Что же нам делать? Во-первых, давайте не забывать, что сто миллионов человек в Америке и еще миллиард в остальном мире сейчас чувствуют то же, что и мы. Во-вторых, хватить спать. Трампстеры только того и хотят, чтобы такие, как мы (евреи, «элиты восточного и западного побережий», образованные, социально прогрессивные…) стенали, распускали сопли и рассуждали о том, как валить в Канаду… Нет уж; не дождутся, потому что мы станем бороться. Дедушка сражался на Второй мировой войне, и когда он вернулся домой, эта страна обеспечила ему возможность подарить своей семье чудесную жизнь. Так и я не допущу, чтобы его внучке досталась в наследство страна, исковерканная злобными придурками…». Такую горячую патриотическую речь мог бы, конечно, произнести какой-нибудь доблестный муж, обращающийся к семье со стен города Козельска в тот самый момент, когда вдали на опушке леса замаячили полчища безбожных злодеев-агарян («монголо-татар»). Но в Америке? Сегодня? По результатам легитимных выборов без единого нарушения победителем на всем протяжении предвыборной кампании что буквы, что духа Конституции США? Вот поэтому первое, что мне вспомнилось – это цитата из романа «Убийцы» знаменитой американской писательницы Джойс Кэрол Оутс. Часть этого романа – что-то вроде потока сознания постепенно и очевидно впадающего в безумие карикатуриста (чем и обусловлена рваность и некоторая внешняя бессвязность его речи). И вот в одном месте этот персонаж вспоминает выпущенный им когда-то отдельным альбомом сборник карикатур на некоторых выдающихся личностей и восторгается тем, как он их всех там тогда отделал (повторяющиеся в тексте многоточия – авторские, отражают не разрывы в цитируемом тексте, а паузы в скачущей мысли персонажа; перевод мой): «Свести весь облик человека к одной-двум чертам, исказить их и уподобить животному... распластать на двухмерной доске объемные и такие неуловимые контуры лица... это лед и пламя в работе, это искусство карикатуриста... искусство нравоучителя... пуританское, безличное, беззаветное... даже временами, может быть, фанатичное. Это – мастерство. Мастерство работы с жизнью. Куда как более эффективное, нежели даже убийство как таковое. Высмеянные... униженные издевкой... с выставленными напоказ тайными слабостями... секретами... Я сделал так, что человечного в них почти не осталось, что они потому стали посмешищем, убить которое ничуть не жалко и не зазорно. Не зазорно их убить потому, что нечего в их нелепости жалеть... нелепы они, потому что никого их убийство за душу не возьмет.» Это (с моей точки зрения) – лучшее определение «черного пиара». А вспомнилось оно мне потому, что Аарон Соркин прославился, написав сценарий к довольно известному сериалу «Западное крыло». Сериал же этот в самых розовых и нереально благостных тонах преподносит зрителю непреклонного, мудрого и неподкупно честного борца за Добро – президента США (и его «рыцарей круглого стола»). В то же время всем хорошо известно, что такого идеального президента в новейшей истории США не было. Не было даже близко. И потому сериал и воспринимается, как наставительное сочинение и поучительное произведение эдаких современных лицемерных святош. А уже по ассоциации с ними у меня возникло второе воспоминание. Потому что точно так же точно такие же святоши, только пятисотлетней давности обрушились когда-то на Никколо Макиавелли. Он выступил с самой жесткой критикой Церкви (коррупция и политизированность Папской курии тогда достигли своего апогея; до протестантского бунта оставалось уже всего несколько десятилетий). Церковь устами своих самых талантливых публицистов немедленно превратила его в исчадие ада и, обладая тотальным контролем над тогдашним мэйнстримом, пронесла этот дьявольский образ через века. Но «рукописи», слава Богу, «не горят». История сохранила и другие оценки Макиавелли. Томмазо Кампанелла: «Макиавелли превозносил добро и обличал зло… его необходимо почитать как ученого, совершенно понимающего вопросы политики». Фрэнсис Бэкон: «Мы многим обязаны Макиавелли и прочим, кто не поучает, что людям пристало делать, а пишет о том, что люди делают». В этих двух заключительных цитатах мне и видится изложение сути конфликта Дональда Трампа с истэблишментом святош. А в целом – из всего приведенного выше – тревожный сигнал о том, как запросто может повториться печальный опыт прошлого. Александр Багаев, переводчик

Александр Багаев: Голос святош или Макиавеллианская технология
© Деловая газета "Взгляд"