- Столица Японии? – спрашивает строгий преподаватель. - Китай, - парирует вроде бы уверенная в себе девушка лет 25-ти. Буквально пару часов назад она пила алкоголь, путешествуя по Москве на лимузине, жутко материлась, участвовала в массовой потасовке, закончившейся кровопролитием, и нелестно отзывалась о самой учительнице... На прошлой неделе в эфире канала «Пятница!» появилось реалити-шоу «Пацанки». И сегодня грядет вторая серия. Девушки, больше похожие на агрессивных мужиков, намерены меняться под предводительством трио строгих преподавателей. И, судя по первому выпуску, им это будет даваться очень нелегко. У кого-то из них рано умер отец, кого-то из них бросила мать еще в раннем детстве. Пьющая семья, нелюбовь сверстников, странная компания. Они не умеют доверять, а если умеют, то просто не хотят. Женственность для них - это нечто чуждое и страшное. В массе своей они паршиво выглядят и выглядеть иначе не намерены. «Пацанки» - не шоу про переодевание. С одной стороны, своего рода социальный эксперимент. Попытка таким вот жестким образом рассказать о безответственном поведении родителей. «Их просто недолюбили в детстве», - говорил про героев сериала «Метод» продюсер Александр Цекало. Героинь «Пацанок» тоже недолюбили. И именно поэтому они – такие... С другой стороны, это реалити в своем классическом виде. Разумеется, реалити-шоу в России не любят. Официально не любят. Позор, мол, матерщина повсеместная, безудержный секс, «чему молодежь учите?!», алкоголь рекой. Безнравственность полная, в общем. Но это все слова. Причем слова, как правило, тех, кто видел от силы пару выпусков какого-нибудь «Дома-2», да и то в период его расцвета (ну, или заката – не суть). Рейтинги у таких проектов, как минимум, заслуживают внимания. Рекламодатели не скупятся, размещая в них свои ролики и всячески интегрируя в эти проекты свою продукцию. Говорю вам как человек, который каждую неделю отслеживает цифры и смотрит, что популярно у телезрителей, а что – не очень. Реалити смотрели, смотрят и смотреть будут. Почему? Причины кроются в мелочах и деталях, связанных с психологией и социологией. Перечислить их все просто не представляется возможным. Но если говорить в общем и целом, то реалити-шоу – оно же ведь как двор. Родной двор – с невероятными типажами. Хотя это только со стороны невероятными. Алкоголик. Проститутка. Разведенная пара, вынужденная жить под одной крышей. Работяги, каждую субботу собирающиеся в клубе «За гаражами». Продавщица из ближайшего ларька, про которую уже давно все подробно написано на стенах-википедиях наших подъездов. Отсидевшие и, судя по поведению, снова намеревающиеся отправиться в тюрьму. Все время пытающийся завязать с наркотиками наркоман. Наркоторговец, всячески не позволяющий предыдущему герою бросить. Нелюдимый профессор со сварливой матушкой. Молодая мамаша, которую оставил муж. Чрезвычайно интеллигентная семья, из квартиры которой каждый вечер доносится брань. Мы с вами ведь тоже какие-то типажи. И всегда хочется верить, что положительные, искренние и добрые. Те, кого старушки-зрители, сидящие у подъезда, якобы не должны обсуждать. Даже посметь не могут. Воспитываем детей, и нам кажется, что мы все делаем правильно и достойно. «В отличие от тех, других». Наш двор – это зеркало, в котором сложно увидеть себя, зато легко разглядеть своих однодворников. Эдакий уменьшенный до размеров пары домов город. А уже там, за этим городом, прекрасно видно все, что творится в стране и чем она живет. Мы смотрим в это зеркало и зачастую даже не удивляемся. Привыкли. Как привыкли к жутким историям (реальным ведь!), о которых читаем на страницах газет и журналов. Однако отчего-то поражаемся тому, чем кормят нас реалити-шоу – ровно такие же дворы, ровно те же зеркала с подобными узнаваемыми героями. (Отдельный привет кастинг-директорам «Пацанок», которые нашли таких разных и таких характерных персонажей. Говорят, что желающих попасть на проект было столько, что далеко не все анкеты остались отсмотренными.) Отличие лишь в том, что в ТВ все сжато по времени и сконцентрировано. Кроме того, все они, герои реалити, поставлены в строгие и неуютные условия, камеры бесят, звукооператоры напрягают, а задания, розданные участникам, только провоцируют на необдуманные поступки и решения. Конечно, каждый из нас может решить, хочет ли он смотреть в такое зеркало, а потом обсуждать персонажей, уподобившись старушкам. В состоянии ли он, зритель, сделать из этого какие-то выводы – хотя бы для себя? Может ли спроецировать ситуацию на свою жизнь, сравнить и поразиться? Намерен ли, увидев жуткие, нечеловеческие условия, в которых существуют герои и героини, сделать все, чтобы подобное не повторилось в его собственной семье? И только в последнюю очередь, думается мне, кто-то вознамерится повторять весь этот ужас. Скорее уж последует за теми, кто принял решение окончательно вытравить из себя чернуху... Знаете, несколько лет назад я имел весьма откровенный разговор с прекрасным учителем иностранных языков. Она обожает реалити, а я все никак не мог взять в толк, зачем ей это нужно. Женщина тогда призналась, что более всего ей интересны типажи и их взаимоотношения. Поставленные в условия постоянного стресса, они интенсивнее себя проявляют и активнее раскрываются. Равно как и подростки в школе. Реалити, говорила мне тогда учитель, помогают предвидеть, как дальше поведет себя тот или иной типаж, и подготовиться, настроиться. Конечно, она могла таким образом лишь оправдывать свою личную страсть к проекту, но ведь в ее словах есть огромная доля правды. Предвидеть и знать, что произойдет через какой-то промежуток времени. Но речь, разумеется, о думающем человеке. Ну, или хотя бы о задумывающемся.