«Бесплатный» лендлиз: мог ли СССР победить Гитлера без американской тушенки
75-летие уникального проекта - первого конвоя по доставке помощи от союзнических государств воюющему Советскому Союзу - отметили в эти последние летние дни в странах, причастных к истории знаменитого ленд-лиза. 21 августа 1941 года в СССР отправился первый караван из пяти британских и одного голландского транспорта, придя в Архангельск десять дней спустя. В советском порту тогда приняли 15 истребителей «Харрикейн», 3,8 тысяч глубинных бомб и магнитных мин, 10 тысяч тонн каучука, топливо, различное оборудование, предметы обмундирования, шерсть для его пошива. Всего за четыре военных года от стран антигитлеровской коалиции в СССР и обратно проследовало более полутора тысяч транспортов и танкеров, доставлено свыше 22 тысяч самолетов, более 13 тысяч танков, тысячи орудий, винтовок, тонны взрывчатки, внушительные продовольственные припасы. При этом именно Арктический маршрут (еще были Тихоокеанский и Трансиранский) обеспечил основную долю поставок по ленд-лизу. Более пяти тысяч моряков – участников конвоев фронтовых лет - навсегда остались в этих холодных водах… Помощь взаймы О ленд-лизе сняты десятки кинофильмов, написано внушительное количество книг. В нашей стране наиболее известным художественным произведением на эту тему стал роман Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» - вещь тяжелая, но пронзительная... Кстати, почему именно РQ? Это обозначение возникло случайно - по инициалам британского офицера Питера Квилина (Peter Quelyn), ведавшего в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвоев в СССР. В свою очередь караваны, шедшие в обратном направлении, обозначались, соответственно, шифром QP. Еще одна тайна ленд-лиза – были ли поставки Советскому Союзу абсолютно бескорыстными? Закон о ленд-лизе Конгресс США принял еще в марте 1941 года, при этом само название недвусмысленно состояло из слов lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду. В какой-то степени это был именно займ, ведь в ответ на поставляемые вооружение и другие грузы союзники получили от СССР 300 тысяч тонн хромовой руды, 32 тысячи тонн марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса и прочего сырья. Конечно, размеры помощи и платы за нее несопоставимы: по официальной информации СССР получил грузов на 10,8 млрд. долларов. Тем не менее, по некоторым поставкам Россия завершила расчеты с США лишь в 2006 году, выплатив всего более 700 млн. долларов. К счастью, американцы согласились учитывать в расчетах только «гражданские» грузы: техника и снаряжение, имевшие военное значение, были признаны безвозвратно утраченными Конечно, моряки, рисковавшие жизнью в арктических водах, думали не о выгоде, хотя, по воспоминаниям некоторых участников конвоев, на опасные походы их соблазняло именно высокое содержание (ежемесячные выплаты составляли до пятисот долларов, что составляло в Штатах, переживших в 1930-х годах Великую депрессию, огромное состояние). И все же считается, что северные конвои стали в первую очередь символами мужества и стойкости в сражениях на море, где холод полярных широт, льды и штормы приумножали ужасы войны. По большому счету, именно здесь прошел свою первую закалку союзнический долг стран антигитлеровской коалиции. «Аэрокобра» для Покрышкина Что шло в Советский Союз? Танки, автомобили, самолеты, взрывчатка. Знаменитый ас, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин летал на поставленном по ленд-лизу американском «P-39N Airacobra». Интересно, что эти самолеты эксплуатировались в нашей стране и после войны - до начала 1950-х годов. Вообще, номенклатура поставок включала в себя широкий перечень изделий. Советский Союз получил без малого две тысячи локомотивов, 8 тысяч тракторов, 35 тысяч мотоциклов. Известно, что именно ленд-лизовские «Студебеккеры» стали во второй половине Великой Отечественной основным шасси для знаменитых «Катюш»: для первой советской РСЗО Штаты дали около 20 тысяч грузовиков. А юркий легковой «Виллис» стал в Красной Армии чуть ли не главным штабным автомобилем. Внушительные поставки пришлись по линии продовольственного и вещевого обеспечения. 15,4 миллионов пар армейских ботинок, более ста тысяч тонн хлопка для пошива военной формы. Анастас Микоян, в годы войны отвечавший за работу ключевых наркоматов в системе народного хозяйства, а также занимавшийся приемом поставок по ленд-лизу, вспоминал, что с поступлением американских тушенки, комбижира, яичного порошка солдаты сразу стали получать весомые дополнительные пайки. Кое-что перепадало и тылу. А еще, говорят, именно морским путем в СССР пришли первые ленты с безумно популярным в Штатах фильмом «Серенада солнечной долины». И сам фильм, а главное звучащая в нем музыка биг-бэнда Гленна Миллера быстро полюбились и советским зрителям. По данным официальных источников, ленд-лизовские поставки обеспечили СССР более половины выпуска взрывчатки, в два раза перекрыли производство алюминия, в три - олова, в шесть раз - мясных консервов. Именно из-за границы поступали на советские фронтовые аэродромы запасы авиационного бензина. Однако тот же Анастас Микоян справедливо отмечал: дорогу к Победе эта помощь хоть и укоротила, но вовсе не она решила окончательный исход войны… Герои северных конвоев За конвои с иностранной помощью наша страна заплатила дорогую цену. И речь не только об уже упомянутых «реверсных» поставках сырья или о денежных выплатах по договорам. В годы войны только корабли Северного флота для защиты караванов совершили свыше 800 выходов в море. Некоторые проводки судов напоминали широкомасштабные боевые операции. Кстати, первый «Дервиш», пришедший в Архангельск в 41-м и состоявший из шести грузовых судов, охраняли сразу девять боевых кораблей – два минных тральщика, четыре эсминца и три противолодочных траулера. В операциях по сопровождению караванов участвовали почти все силы флота. Такую задачу командующему СФ адмиралу Арсению Головко поставил лично Иосиф Сталин. Эсминцы и сторожевые корабли усиливали непосредственное охранение конвоев, тральщики и катера поддерживали прибрежные районы и рейды в безопасности от мин и подводных лодок. Авиация прикрывала конвои при приближении их на расстоянии 150-200 миль к берегу и осуществляла противоздушную оборону баз и стоянок судов. Именно при защите одного из караванов (РQ-16) погиб командир авиационного полка, первый дважды Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны подполковник Борис Сафонов. По злому жребию судьбы свой последний бой легендарный летчик принял как раз на поставленном по ленд-лизу американском истребителе «Киттихаук»… Маршруты караванов ленд-лиза пролегали в самых опасных местах, в районах активных действий немецкого флота. Гитлер, поначалу не придававший значения этим походам, с начала 1942 года отдал приказ развернуть охоту за транспортами союзников. После гибели летом 42-го каравана PQ-17 Великобритания отказалась от участия в конвоях. Только настойчивые напоминания о необходимости выполнения союзнических обязательств сподвигли Уинстона Черчилля возобновить походы судов. Интересно, что в составе экипажей практически не было сил для защиты от нападения – как воздушного, так и морского. В случае отставания от конвоя или одиночного похода (такие практиковались в течение 1942 года) шансов на выживание у моряков было немного. Американцы пытались организовать что-то вроде боевой подготовки своих экипажей в период их отдыха после походов, однако убедить уставших моряков в необходимости таких занятий почти не удавалось. В этом плане поведение моряков советских судов, также входивших в состав караванов, можно считать поистине геройским. Так экипаж лесовоза «Старый большевик», шедшего в составе конвоя РQ-16, был подожжен немецкой авиацией. Советские моряки отклонили предложение англичан перейти на их транспорты, после чего конвой ушел, оставив горящий лесовоз. Восемь часов экипаж боролся с огнем и отбивал атаки самолетов противника. И вышел победителем! Устранив повреждения, моряки доставили груз в Мурманск. Капитан судна и один из членов экипажа были удостоены Звезд Героев. Отказался перейти на корабли-спасатели и экипаж танкера «Азербайджан», загоревшегося после попаданий авиабомб. Команда сумела не только локализовать пожар и потушить его, но и доставить топливо по назначению. При этом экипаж судна составляли преимущественно женщины… Морской узел содружества Российский историк, заведующим кафедрой отечественной истории Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, профессор, доктор исторических наук Михаил Супрун написал около ста научных работ, посвященных северным конвоям и программе ленд-лиза. По его мнению, в те годы был показан пример беспрецедентного технико-экономического и военного сотрудничества стран-участниц антигитлеровской коалиции. «Особенно важной в начале войны была моральная поддержка советского народа, - отмечает историк. - Моральный фактор на войне, по выражению Наполеона, соотносится с материальным как «три к одному». Эта помощь не только вселяла уверенность в победе среди советских людей, но и являлась сильным деморализующим фактором в стане противника». - Угроза фашизма оказалось так велика, что отодвинула на второй план все противоречия, - также подчеркивает Михаил Супрун. - Такого опыта межгосударственного сотрудничества история не знала. Это, конечно, не означает, что во взаимодействии военных лет противоречия исчезли совершенно. Но уже само стремление строить отношения на основе диалога, согласия и толерантности являет собой пример важнейших принципов в решении межгосударственных проблем. Опыт сотрудничества государств в годы Второй мировой войны особенно ценен в наши дни. Глава Российского военно-исторического общества, министр культуры РФ Владимир Мединский считает, что в годы Великой Отечественной войны в Архангельске был завязан один из самых прочных «морских узлов», скрепивших узы боевого содружества стран Антигитлеровской коалиции. «Первый союзнический конвой из Великобритании положил начало беспримерной в истории операции, масштабы которой были сравнимы с гигантским сухопутным сражением, - отмечает глава РВИО. - В годы войны такие конвои имели стратегическое значение как для Советского Союза, так и для западных держав. Ленд-лиз приближал общую победу над агрессорами, а жертвенные усилия советских и союзных моряков и летчиков демонстрировали гражданам СССР и стран-союзниц, что они не одиноки в ведущейся схватке с фашизмом. Уверен, что и сегодня во многих вопросах имеет смысл обращаться к накопленному историческому багажу взаимодействия. Так, как это было 75 лет назад». Автор: Дмитрий Сергеев