День памяти и скорби и «мобилизационные настроения» в российских СМИ

22 июня — день начала Великой Отечественной войны. 74 года назад в этот день фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В этом году СМИ освещают памятную дату иначе, чем раньше — телеканалы уделяют ей гораздо больше внимания. Кроме того, изменился контекст, он стал более «мобилизационным», считает тележурналист Николай Сванидзе. Николай Сванидзе тележурналист «Только что отмечалась и очень торжественно, пафосно годовщина Победы, круглая дата, и это на волне празднования годовщины Победы. Событие того же времени, того же контекста — начало войны, в которой мы в конце победили, это тоже сейчас привлекает всеобщее внимание. И второе — сам контекст, контекст тоже сильно изменился, он абсолютно мобилизационный, то есть когда речь идет непосредственно о войне, то не звучат такие слова, что «вставай страна огромная» и сегодня тоже, но контекст призывает к этому фактически. Контекст вызывает соответствующие ассоциации: тогда на нас напала, как модно говорить в последнее время в наших федеральных СМИ, объединенная Европа, и сейчас мы противостоим объединенному Западу. И не случайно именно сейчас вышло интервью Николая Платоновича Патрушева, в котором он говорит, что США вообще не хотят, чтобы Россия существовала как страна. Общий контекст абсолютно мобилизационный, и я бы сказал, такой оборонительно-милитаристский, и, конечно, именно в этом контексте воспринимается и годовщина начала войны — 22 июня 1941 года». Критики обращают внимание на то, что в последнее время главные новости на российском телевидении посвящены военным выставкам, разработкам нового оружия, новым танкам и ракетам. Появившийся на телеканалах акцент на вооружение комментирует директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов: Алексей Самохвалов директор Национального исследовательского центра телевидения и радио «Вы знаете, этот акцент появился именно на параде Дня Победы вооружения. Там прошли практически все военные училища, были представлены и рода войск, и бронетанковая техника в большом количество. Это было сделано очень показательно, наверное, в связи с тем, что страна находится в условиях санкций зарубежных, и существует какая-то неопределенная ситуация с Украиной. В этой связи принято решение как-то усилить этот момент, связанный с тем, что в РФ есть много разных вооружений, и он памятен нам, что мы не остаемся столь беззащитны, как в свое время был Советский Союз, который, мы знаем, в начале 1941 года терял одну область за другой после нападения фашистской Германии. С другой стороны как человек, который родился в 1961 году, в советский период, могу сказать, что советское телевидение даже больше, может быть, в этот день рассказывало о советском оружии, военных достижениях, так что все относительно». Сегодня многие телеканалы покажут документальные и художественные фильмы о Великой отечественной войне.

День памяти и скорби и «мобилизационные настроения» в российских СМИ
© BFM.RU