Как подмосковную деревню отрезали от мира

Проложенный здесь при строительстве плотины обводной канал, еще недавно представлявший собой небольшой ручей благодаря дамбе, в одночасье превратился в бурлящую речку. Как такое могло случиться и почему неконтролируемые потоки воды не произвели никакого впечатления на тех, кто призван отвечать за безопасность людей?

Как подмосковную деревню отрезали от мира
© Мир новостей

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Бетонную плотину вместо старой деревянной, разрушенной половодьем, на реке Шерне построили в 1975 году, а примерно в километре выше по течению насыпали дамбу. Сооружение из камней, арматуры, кирпичей и грунта практически перекрыло поток обводного канала, прорытого при строительстве плотины, что позволило извлекать из водной стихии Шерны еще больше мощности.

Дамба не только усиливала поток реки, но и защищала от весенних паводков деревню Караваево с сотней домов и 700 жителями. Ранним утром 11 апреля они глазам своим не поверили: символически деливший деревню пополам обводной канал шириной метра два и глубиной примерно метр превратился в реку шириной 12 метров и глубиной 5 метров.

Образовавшийся неконтролируемый поток, который на скорости нес мусор и стволы поваленных деревьев, чуть не обрубил газопровод-воздушку и почти до основания размыл одну из опор моста, связывающего населенный пункт с Большой землей. Благо ЧП пока не случилось, но и сейчас вода продолжает «подпиливать» берега, бесконтрольно расширяя границы обводного канала.

Что же произошло? Весенние паводки размыли дамбу? Паводковые воды проделали в ней дыру или «перепрыгнули» через насыпное препятствие? Люди терялись в догадках. Ответ на все вопросы дал директор бумажной фабрики «Караваево». Работа этого предприятия напрямую зависит от «напора» реки. Не будет достаточного объема воды, оно встанет, и 500 человек останутся без работы. Кому, как не директору фабрики Валерию Зайцеву, по долгу службы ответственному и за плотину, и за дамбу, искать причины случившегося?

НЕ ВЕДАЛИ, ЧТО ТВОРЯТ

Поначалу бизнесмен грешил на природу: в этом году от большой воды пострадали Владимир, Орехово-Зуево, Ногинск, Серпухов… Может, и Караваево теперь в их списке? Однако паводки были ни при чем. Камеры видеонаблюдения и показания местных жителей вывели на тех, кто сотворил немыслимое - разворотил дамбу, десятки лет уберегавшую крупное поселение от большой воды. Произошедшее - классическая иллюстрация черномырдинского крылатого выражения про «хотели как лучше, а получилось как всегда».

- Мы узнали, что 10 апреля один из жителей деревни, опасаясь, что из-за начавшегося половодья будет подтоплен его дом, попросил командира одной из воинских частей немного подкопать дамбу, чтобы отвести от участка поток воды, - рассказывает нам директор Караваевской бумажной фабрики Валерий Зайцев. - Военные пригнали экскаватор, копнули, и вода буквально смыла дамбу к чертовой бабушке! Когда военные увидели, что натворили, сами обалдели и даже попытались вернуть все как было - начали на тяжелой технике свозить к месту прорыва землю, камни… Но это была странная затея, мягко говоря. В общем, и дыру не заделали, и какую-никакую дорогу в лесу вдрызг разбили техникой.

По словам Валерия Зай­цева, командир военной части, с которым он общался, и сам был не рад, что ввязался в эту историю. Даже не подозревал, что отправляет землеройную машину на дамбу. Говорит, помочь хотел людям, а оно вон как вышло.

Сейчас вода в новообразованной реке хоть и спала немного, но все еще полна сил. Отдельные граждане даже радуются тому, что теперь могут свои огороды поливать, сколько влезет. Только одного не учитывают: если вода в Шерне поднимется, как это всегда бывает весной (если не этой, то следующей), она «польет» огороды так, что земли видно не будет. А там и до домов доберется.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Понимая, чем грозит отсутствие заграждения на обводном канале, Зайцев начал бить во все колокола, чтобы привлечь внимание к чрезвычайной ситуации. И в МЧС звонил, и в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая отвечает за гидротехнические сооружения… По славам Валерия Борисовича, все разделяли его тревогу, все все понимали, но отвечали примерно так: раз никто не погиб, не произошло взрыва или обрушений, значит, и предпринимать ничего не будут, а вот когда что-то случится, тогда и обращайтесь.

Мы связались с главой городского округа Богородское. Игорь Сухин ответил, что в курсе ситуации, заверил, что тех, кто нанес повреждение защитному сооружению, сейчас ищут, администрация округа приняла все необходимые меры, которые должна была предпринять, и на данный момент никакой угрозы жителям Караваева нет. От себя добавим: пока нет. Но где гарантия, что неожиданно возникший посреди деревни поток бурлящей воды завтра или послезавтра не обернется трагедией?

Как же так: чиновники и отвечающие за безопасность специалисты из служб, призванных работать на предупреждение ЧП, делают вид, что ничего ужасного не происходит даже по факту уже случившегося ЧП? Абсолютно солидарны с Валерием Зайцевым: именно в этом и прослеживается особый трагизм ситуации. Неужели для того, чтобы начать предпринимать какие-то шаги, обязательно нужно дождаться, когда случится хлопок на газопроводе, рухнет дом, уплывет мост или произойдет другая беда?

- В последнее время модно стало всех, кто чем-то недоволен, отправлять в прокуратуру. Тот, кто думает, что я туда не пойду, не заявлю о ЧП в Росприроднадзор, глубоко ошибается. Считайте, я уже там! - говорит Валерий Зайцев.

Сейчас понятно: вода в обводном канале чувствует себя вольготно, а легко и просто засыпать прорыв не получится при всем желании. Да и не доедет техника до места, где раньше было защитное сооружение, - дорога разбита. Судя по всему, придется строить новую дамбу. По предварительным оценкам, речь может идти минимум о 50 миллионах рублей. У администрации округа таких денег нет, у бумажной фабрики тоже. Похоже, без поддержки правительства Московской области и подключения к решению проблемы ее губернатора Андрея Воробьева тут никак не обойтись.

Когда верстался номер, стало известно, что из-за уходящих налево по обводному каналу потоков уровень воды в Шерне снизился до критического уровня - с 2 метров упал до 3 сантиметров. Вот так из-за одного безрассудного взмаха экскаваторного ковша вынуждена была остановить свои станки бумажная фабрика, которая за свои 165 лет не прекращала работу.

Елена Хакимова.

Фото В. Зайцева.