В этом году выбросы от сжигания угля достигли рекордных величин
В мире поставлен рекорд по сжиганию угля. Таковы данные статистики, обнародованной в конце уходящей недели. Но если в случае с углем речь идет о временном, хоть и неприятном факте загрязнения атмосферы, то на два дня раньше были опубликованы совсем иные данные, которые заставляют опасаться того, что все попытки человечества обуздать потепление климата могут оказаться тщетными — по совсем иным причинам.
Глобальный энергетический кризис, вызванный в том числе боевыми действиями на Украине, привел к тому, что мировой спрос на уголь — самое грязное из всех ископаемых видов топлива — достиг в этом году рекордного уровня, говорится в отчете, опубликованном Международным энергетическим агентством в пятницу. Впервые в истории он превысит восемь миллиардов тонн. И это всего через год после того, как страны договорились о постепенном сокращении использования угля на конференции ООН по климату в Глазго. Но это не причина отказываться от начинаний, заложенных Парижским соглашением по климату, убежден директор по проектам российского отделения «Гринпис» Владимир Чупров:
Владимир Чупров директор по проектам российского отделения «Гринпис» «Переход к качественно новой энергетике произойдет, но в силу различных событий, которые мы наблюдаем последние два-три года, возможны откаты. И, к сожалению, это нормально. Конференции климатические, конечно же, нужны. Это концентрация той политической воли, которую сформировало человечество последние несколько десятилетий. Новый тренд оформляется в финансовом секторе, в политическом, геополитическом. Другое дело, что на сегодня эта политическая воля, эти конференции недостаточно амбициозны, недостаточно быстро все это происходит. Поэтому, отвечая на вопрос, а что делать в этой ситуации, ну, конечно, ни в коем случае не отказываться от технологического тренда. Просто вопрос, с какой скоростью, в каком десятилетии нашего столетия. То есть как в свое время произошло: переход от парового двигателя, потом двигатель внутреннего сгорания. Вот это все, что мы переживаем сегодня с переходом к «зеленой» энергетике».
Между тем в научном журнале Nature были опубликованы данные исследования, согласно которым прирост количества атмосферного метана достиг исключительно высоких темпов в 2020 году. А ведь это был первый год локдаунов, связанных с пандемией COVID-19, и, стало быть, видимо, снижением антропогенных факторов по выбросу этого газа. По всей видимости, это связано с уже существующим потеплением, которое приводит к тому, что метан начал выделяться из своих природных резервуаров, в первую очередь из-за таяния вечной мерзлоты. Говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Антропогенный эффект, он есть и будет, но один из основных природных источников — это последствия деградации подводной мерзлоты. Там находятся гигантские запасы метана, которые попадают в атмосферу. По выполненным оценкам, выбрасывается на сегодня примерно столько же, сколько антропогенный выброс Соединенных Штатов Америки, которые являются чемпионом по выбросу метана. Этот фактор может выбросить гораздо больше метана, что может привести к климатическим последствиям, гораздо более значимым, чем от парниковых газов антропогенного происхождения. Получается, что последствия деградации мерзлоты могут потенциально привести к выбросу метана во много раз больше, чем на сегодня. Вопрос-то идет, в общем-то, о будущем нашей планеты, о климате».
Метан обладает парниковым эффектом, который в 28 раз превосходит парниковый эффект углекислого газа. Поэтому, хотя в абсолютном исчислении человечество его до сих пор выбрасывало значительно меньше, чем CO2, его вклад в потепление климата оценивается в 15-35%. Но теперь ученые опасаются, что человечество могло запустить процесс, который уже не зависит от его деятельности. Впрочем, авторы публикации считают, что причины роста концентрации метана в атмосфере еще следует уточнить — для развития понимания сложного взаимодействия антропогенных и природных факторов, необходимого для предстоящего глобального подведения итогов выполнения Парижского соглашения по климату.