Климатические войны в офисе: как решить проблему и не переругаться с коллегами?
Кому-то жарко, а кому-то дует – это классическое противостояние не только пассажиров общественного транспорта, но и офисных работников. Порой за открытые окна и температуру на кондиционере разворачиваются такие баталии, что вся работа уходит на второй план. При этом климатические столкновения могут не только испортить настроение сотрудникам и снизить их эффективность, но и стать причиной регулярных простуд. Эксперты рассказали корреспонденту Mir24.tv, какие существуют способы решения проблем офисного микроклимата.
Какая температура должна быть в офисе?
Для регулировки климата внутри офисных помещений существуют довольно строгие правила. Во-первых, согласно требованиям СНиП (строительные нормы и правила), на одного человека в офисном помещении должно быть выделено шесть квадратных метров. Эти шесть квадратных метров подразумевают, что человеку будет достаточно воздуха, пространства и света. Во-вторых, по нормам СанПиН, если среднесуточная температура за окном выше 10°С, в офисе должно быть 23-25°С, а если ниже этой границы – 22-24°С. Однако даже эти строгие правила не всегда работают, ведь тут на первый план выходит именно человеческий фактор и персональные ощущения «тепло-холодно».
«В этих вопросах нет правых и неправых, кто-то любит тепло, кто-то прохладу. Здесь самое оптимальное – договариваться. Например, поменяться местами, сесть к окну тому, кому хочется больше воздуха, выходить на перерывы и в обед в разное время и проветривать. Можно даже примерный график повесить. Также стоит поговорить с обслуживающей компанией – может быть, можно настроить кондиционер, чтобы он пускал холодный воздух по потолку, а не вниз», – приводит примеры решения проблемы коуч Екатерина Литвинова.
Пробуем договориться
Поскольку климатические конфликты в первую очередь возникают из-за человеческого фактора, то решение тоже важно перевести в плоскость человеческих отношений.
«Обеспечить комфортный климат в офисе – это очень важная задача, но она во многом зависит от атмосферы внутри коллектива. Если отношения между коллегами открытые и теплые, то и конфликты по поводу кондиционеров не такие ожесточенные, и компромисс находится быстрее», – отмечает Дмитрий Дударев, HR-директор агентства КРОС.
Среди таких договорных решений могут быть опросы – кому при какой температуре комфортнее работать, а также специальные утепляющие и охлаждающие элементы для тех, кому средняя температура не подходит. По словам Дмитрия Дударева, это могут быть пледы для мерзнущих людей или ледогенератор для тех, кому всегда жарко. Также не стоит забывать про сезонность и, например, летом в жаркую погоду ставить в офисе морозилку с мороженым.
Способность коллектива прийти к общему знаменателю в плане климата в офисе может стать довольно важным сигналом для руководства в плане решения бизнес-задач компании. Как отмечает психолог Яна Аурова, если между сотрудниками не будет взаимопонимания и осознания того, что каждый человек имеет свои нравы и право на комфорт, то ни о каких достижениях коллективных целей говорить не следует.
«Самое главное в организации коллективных взаимоотношений – это доверительная предрасположенность, активная вовлеченность руководства. Однако бывают случаи харизматичной авторитетности по отношению к кому-либо из коллег. В любом случае, если еще не достигнуты доверительные взаимоотношения среди коллег, следует корректировать, влиять на желаемый процесс через договоренность или регламент», – дополняет Яна Аурова
Технические способы решения вопроса
Если достичь устных соглашений с коллегами никак не получается, то на помощь могут прийти решения из категории «умного» офиса. Ведь зачастую дискомфорт и ощущение холода или жары – это как раз результат неправильных инженерных решений.
«Микроклимат в офисе зависит от уровня углекислого газа, влажности в помещении и градуса тепла – все это может контролироваться автоматически. Например, чем больше людей в офисе, тем больше и чаще необходима подача свежего воздуха и снижение уровня CO2. Системы умного офиса отслеживают эти показатели в моменте и автоматически запускают систему очистки в нужный момент», – делится вариантами решения Ирек Аллаяров, управляющий партнер сети смарт-офисов SOK.
Ощущение духоты и сонливости, с которыми регулярно сталкиваются офисные работники – это четкая последовательность превышения уровня углекислого газа, возникающая из-за неправильного воздухообмена помещения. Углекислый газ не уходит, а свежего воздуха приходит мало. Следовательно – падает продуктивность сотрудников. Решение – очиститель воздуха СО2 и профессиональные качественные системы воздухообмена.
«Идеальное рабочее место формируется из трех базовых пунктов: свежий воздух, хорошее освещение, личное пространство. К сожалению, в современных реалиях слово «проветривать» не подходит для офиса. При этом в помещении обязательно должен быть регулярный приток чистого воздуха с определенной температурой и регулярное уменьшение доли углекислого газа. Для этого необходимы приточная и принудительно-вытяжная вентиляции. Добиться идеального микроклимата можно при помощи специальных датчиков, которые считывают качество воздуха, содержание в нем углекислого газа, пыли и другие показатели. При определенных данных система автоматически запускает очистку и приток свежего воздуха», – резюмирует Ирек Аллаяров.