Войти в почту

Экс-мэры рассказали, почему Владивосток не способен справляться со снегопадами

30 ноября новый мэр Владивостока Константин Шестаков прошел традиционное для всех градоначальников крещение снегопадом. Однако и спустя неделю обстановка в столице ДФО все равно остается крайне напряженной – город сковывали десятибалльные пробки, а коммунальные службы так и не справились с уборкой и вывозом снега из города.

Экс-мэры рассказали, почему Владивосток не способен справляться со снегопадами
© Konkurent.ru

На прошлой неделе юг Приморья накрыл снежный циклон. По информации Примгидромета, общее количество осадков достигло 17–68 мм, что составляет 50–130% месячной нормы.

На дороги Владивостока выехали 187 единиц спецтехники, а Константин Шестаков, официально вступивший в должность градоначальника 5 августа, провел не одну бессонную ночь, контролируя ситуацию через штаб муниципального предприятия «Содержание городских территорий» (СГТ).

3 декабря мэрия решила пойти на крайние меры: эвакуировать «брошенные» автомобили вдоль дорог, которые установлены в зоне действия знака «Стоянка запрещена» и мешают очистке территорий от снега. Позже прозвучало заявление о том, что и управляющие компании, проигнорировавшие уборку снега, накажут финансово.

А во время заседания расширенного оперштаба Константин Шестаков отстранил от должности заместителя руководителя муниципального дорожного предприятия «Содержание городских территорий» Алексея Руденко. 4 декабря глава Владивостока уже принял отставку руководителя МУП «Содержание городских территорий» (СГТ) Игоря Стрельникова. Новым руководителем муниципального предприятия назначен Николай Насонов, его заместителем – Виктор Каширский.

«Основные работы по уборке города проводит муниципальное предприятие «Содержание городских территорий». МУПВ «Дороги Владивостока» занимается очисткой пешеходных связей. Плюс перед снегопадом администрация города заключила договоры с пятью подрядными организациями, каждая из которых закреплена за определенным районом. В их распоряжении техника и сотрудники, которые работают вручную. Снег вывозят на площадку на улице Леонова», – пояснили в администрации. Позже были определены дополнительные площадки для складирования снега.

Но ситуация не улучшилась, а Константин Шестаков, как и предыдущие мэры Владивостока, не смог выйти победителем в битве со стихией. Среди причин эксперты выделяют объективные и субъективные.

В числе объективных – перепады городского рельефа, отсутствие эффективного парка техники в нужной комплектации, снегоплавильных пунктов, специализированных площадок для складирования снега и кадровая текучка в мэрии и МУПах. Среди субъективных – нескоординированная работа городских служб, несознательные автомобилисты, которые категорически отказываются пересаживаться на общественный транспорт, и нерадивые УК.

Проблемы неоднократно поднимались предыдущими мэрами. Как рассказал «К» экс-глава Виталий Веркеенко, во Владивостоке свыше 700 км автомобильных дорог. По нормативам на 800 км дорожной сети необходимо около 500 единиц спецтехники, и желательно в правильной комплектации. К тому же в процессе эксплуатации машины периодически ломаются, летят трансмиссии, гидравлика, топливные системы. В первый же день снегопада несколько единиц спецтехники вышли из строя.

Давление на главу

Как следует из пояснительной записки к генплану Владивостока, в городе построят три снегоплавильных пункта к 2036 г. Сегодня снег самосвалами вывозят на временные площадки, что весьма затруднительно, когда город стоит в пробках. Виталий Веркеенко в свое время принял радикальное решение – складировать снег на городской площади. И сразу же попал под раздачу СМИ («Ковш грязного снега высыпали на подростка на центральной площади Владивостока», «Грязный снег свезли в центр Владивостока»).

Виталий Веркеенко: «Безусловно, должны быть подготовленные и оформленные площадки для складирования снега. Заранее. Если говорить о снегопаде 8 марта 2018 г. – таких площадок, к сожалению, ранее не было создано. Шел третий месяц моего погружения в дела города, я вникал и принимал решения, за которые и сегодня не стыдно. В том числе тогда тоже принял единственно верное решение (в тех условиях).

Тысячи кубометров чистого белого снега нужно было вывезти за часы, сократив время и затраты, освободив основные магистрали и не навалив снег на тротуары. С последующим вывозом снега ночами, без пробок, по уже очищенным дорогам (при этом кубов меньше, так как снег сократился в объеме под солнцем и собственным весом) весь снег и был вывезен планово.

Проблемой стало то, что управляющие компании повезли массово и несанкционированно на площадь снег с грязью, мусором, даже шинами. Это было в том числе кому-то нужно для «красивых фотографий» потом и создания общественного давления на меня как на нового главу… В целом, конечно, я хочу видеть Владивосток чистым и гармонично развивающимся. Поддерживаю действия Константина Шестакова в этом очень непростом деле».

Мэр отвечал за все

Экс-мэр Владивостока Юрий Копылов также говорит, что во Владивостоке нет площадок для складирования снега и снегоплавильных пунктов, как в других городах. Поэтому его убирали с центральных дорог и грузили на площадь, отвозили на спортивную набережную за «Олимпиец» и дальше – в море.

Юрий Копылов: «А другого-то места и не было, тем более только что выпавший снег – чистый, и даже если туда попадут песок и соль, которыми посыпали дороги, – ничего страшного. Все равно в конечном счете он растает и отправится в воду».

До 2001 г. довольно большая часть снега сбрасывалась в реки и моря, но с 2001 г. действуют СанПиН 2.1.5.980–00 2.1.5, по которым это делать запрещено. Сейчас снег сначала очищают от мусора, потом по возможности плавят и сливают в канализацию. Юрий Копылов отмечает парадокс: во Владивостоке до сих пор нет эффективной системы очистных сооружений, и отходы жизнедеятельности – по примерным расчетам, килограмм на человека, а значит, свыше 600 тыс. килограммов в день по числу жителей – отправляются в море. Но чистый снег выбрасывать туда нельзя.

Юрий Копылов: «В соответствии с положением о чрезвычайных ситуациях администрация в течение трех дней должна убрать все центральные дороги, чтобы ходил общественный транспорт, а дальше до 10 дней очистить все переулки, проулки, придомовые территории. Вообще, когда начинается снегопад, уже с первыми снежинками должна работать техника – не ждать, пока насыпет. Мы старались не допускать большого скопления снега вдоль дорог и вывозить его сразу. Это притом, что в 1998–2004 гг. техника была самая простая, так называемые «однорукие бандиты» снегоуборщики».

Экс-мэр также отмечает, что город по рельефу очень сложный, поэтому, зная прогноз, он стремился правильно расставить силы и в первую очередь уделить внимание подъемам на центральных улицах, расчищать автобусные остановки, лестницы и наземные переходы.

Юрий Копылов: «В мое время не было управляющих компаний – как мэр я отвечал за все, что происходит в городе. Если что-то где-то не сделали, недоделали – значит, мы недоделали, я недоделал как мэр. Сегодня другая система, но в любом случае администрация должна была заключать договоры с подрядными компаниями, чтобы они работали качественно, своевременно и очищали придомовые территории, тротуары, лестницы, которых у нас во Владивостоке очень много. А если они не выполняют свои обязанности, их надо менять, чтобы они не ограничивались только сбором денег за ЖКХ. На мой взгляд, этот механизм нуждается в совершенствовании, потому что, судя по микрорайонам, УК работали плохо».

Кроме того, по словам Копылова, в городе сократили огромное количество сотрудников ГИБДД и взамен поставили камеры на дорогах, но во время зимних коллапсов дорожной полиции явно не хватает.

Юрий Копылов: «Тогда надо мобилизовать всех полицейских в форме, чтобы они выходили на охрану общественного порядка, а то столкнутся шесть машин – мужики носы друг другу квасят, а полиции нет. Вот этот момент, думаю, нужно поправить. И засучить рукава и работать самому – это значит в том числе выгонять, разрывать договоры, наказывать административными штрафами тех, кто не желает работать, заставить их работать. На «милых улыбках» городом не поруководишь, а должность мэра – она расстрельная. Если все плохо – виноват мэр, если хорошо – это наша заслуга, тех, кто критикует».

«Нормальные» УК

Что касается работы управляющих компаний, руководитель АО «Технология управления» Роман Ершов напоминает о № 45-МПА Владивостока «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа», где четко прописана зона ответственности УК и сроки реагирования, в том числе в холодный период.

«Грубо говоря, УК должны чистить тротуары, лестницы – территорию, которая принадлежит дому, и, по идее, не обязаны чистить внутриквартальные дороги.

Но нормальные адекватные УК делают это по собственной инициативе; если есть такая необходимость, они заранее договариваются о привлечении снегоуборочной техники или используют свою собственную. Во-вторых, нужно смотреть на договор управления, который заключен у собственника с данной УК, потому что ни для кого не секрет, что в большинстве домов такой услуги, как механизированная уборка снега, просто не предусмотрено договором», – говорит Ершов.

По словам Ершова, «нормальные» УК утверждают индивидуальные тарифы, в которые закладывают дополнительные траты на зимнюю уборку. Если же управляющая компания работает из рук вон плохо, самым лучшим решением будет сменить ее после очередного предупреждения.

«В первый день расчищать город вышли 300 человек – это 20 бригад по 15 человек. В разных точках города. Что они могут убрать?

Совершенно очевидно, что городские службы продемонстрировали отсутствие координации и четкого понимания, что, как и в каком порядке убирать – схемы нет», – комментирует эксперт, пожелавший остаться анонимным.

При этом, по оценкам политологов, в сравнении с предыдущими градоначальниками у нынешнего мэра есть серьезные преимущества. Это большой кредит доверия с учетом его работы в должности вице-губернатора и поддержка внутриполитического блока правительства края.

Бизнес в непогоду: помогает и страдает

Как сообщили в мэрии Владивостока, устранять последствия снегопада муниципальным предприятиям помогали коммерческие организации. «Только в ночь на 10 декабря из города вывезено было 78 самосвалов снега. В этом помогли активные представители коммерческой сферы и партнеры администрации города», – прокомментировали в пресс-службе городской администрации.

Советник гендиректора ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Дмитрий Легкий рассказал, что уже несколько лет «Владморрыб­порт» оказывает помощь роддому № 3 – посылает людей для расчистки проходов – и в этом году не изменил традиции.

«Во-вторых, наша спецтехника почистила улицу Березовую, которая ведет к рыбному порту, а потом по просьбе городских властей мы начали чистить большую дорогу от Золотого моста до проходной рыбного порта, почистили улицу Калинина – подъем от заправки до Золотого моста. Используем специализированные фронтальные погрузчики, так называемые бобкэты – это универсальные, маневренные машинки, очень удобные в условиях ограничений. Считаю, что каждое большое предприятие должно по-разному участвовать в жизни города, в том числе во время зимних катаклизмов», – поясняет Дмитрий Легкий.

Снежный циклон повлиял на деятельность порта. Пароходы подходят и выгружают товар на склады, но движение большегрузов закрыли на несколько суток. Из-за этого возникли проблемы у грузоотправителей.

Перевозчики традиционно оказались самой пострадавшей категорией от непогоды. Как и в прошлом году, больше трех суток стояли фуры на подъездах к Владивостоку. «К людям – как к собакам. Ни воды, ни питья – ничего нет. Если вы ограничиваете движение, то привезите хотя бы воду – мы трое суток ждем на дороге», – жаловались дальнобойщики.

Председатель Профессионального союза транспортных перевозчиков Приморского края Петр Куприянов сообщил, что из-за дорожного коллапса некоторые предприниматели не смогли своевременно исполнить свои обязательства перед грузополучателями. Очередной пароход ушел без груза, застрявшего на подъездах к городу. Так как прошло уже трое суток и во Владивостоке нет проблем с погодой, по данным Примгидромета, очень нелегко объяснить московским контрагентам причину задержки.

«Москва уже начала шевелить наши порты. Перевозчиков просят дать информацию, на основании какого нормативного документа сотрудники ГИБДД перекрыли дорогу. Однако пока никому такого документа не показали», – говорит Куприянов.

Собеседник ссылается на федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По законодательству «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения муниципальных образований».

Согласно пункту 8 ГОСТ Р 50597–2017, «на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению».

Срок устранения рыхлого или талого снега отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения. Минимальный и максимальный сроки снегоочистки составляют от 4 часов до 12 часов в зависимости от категории дороги. Чем категория выше, тем быстрее должна проводиться уборка снега.

«Категория дорог, под которую подпадают дороги Владивостока, подразумевает сроки снегоочистки от 4 до 5 часов согласно требованиям ГОСТа», – говорит Петр Куприянов.

Примечательно, что в 2017 г., после очередного снегопада, скользкие дороги во Владивостоке стали основанием для мер прокурорского реагирования.

Наш мониторинг показывает, что снегопад повлиял на деятельность многих предприятий торговли, строительного и промышленного сектора. Например, на Владивостокском бутощебеночном заводе отмечался спад продаж, связанный именно с непогодой.

«Бетона стали покупать меньше, потому что заказчики не готовы принимать товар в связи с погодными условиями. В городе пробки, плохие подъезды – соответственно, возникают проблемы с логистикой. Во-вторых, потребность в бетоне стала меньше», – рассказали на предприятии.

В магазинах отмечались перебои с товаром, так как из-за снежных заносов и скользких дорог поставщики не смогли вовремя его доставить. Снегопад парализовал деятельность международного аэропорта Владивосток – 1 декабря задерживались больше десяти рейсов.

В то же время многие организации перешли на «удаленку» – это не только помогло компаниям продолжать работу в штатном режиме, но и разгрузило транспортные потоки. А снег так и остался на дорогах и тротуарах.