Эта история, в которую мы вошли на Метадраме, о реальных событиях – владивостокской дорогой, которой прошла наша группа, в декабрьский день 1938 года шел поэт Осип Мандельштам в колонне заключённых. Аудио-променад «ОМ» вошел в программу III Международного Тихоокеанского фестиваля современной драматургии Метадрама, сообщает ИА DEITA.RU. Мы встретились 4 июня поздно вечером на станции 2-я Речка (Владивосток), именно сюда в тот декабрьский день 38-го прибыл вагон с заключёнными. Нас около сорока человек разных по возрасту. У каждого в руках заряженный телефон, с которого, зайдя на сайт, мы подключаемся к записи аудио-спектакля «ОМ» (Осип Мандельштам). Нажимаем на «пуск»: в наушниках раздаётся звук скрежета открываемого вагона и голоса, голоса, голоса…. Воспоминания, письма, желания, надежды… Мы двинулись в путь, и всё время, пока идём, нас сопровождает рассказ. Фестиваль Метадрама знакомит участников с разными формами современного театра, порой необычными – нет зала, нет статичного места – театральными пространствами становятся разные территории, в нашем случае это дорога – путь. Мы идём в своём времени – июнь 2021-го, слушая рассказ из их времени – 1938-го, дорога ведёт нас в места, где тогда были пересылочные лагеря. Сейчас здесь обычные городские кварталы. Когда мы прошли уже большую часть пути, где-то в районе улицы Ильичёва, ко мне обратился мужчина, он с маленьким мальчиком шёл нам навстречу: – Простите, а что это, куда люди идут? Я молча, через наушник, дала ему послышать текст. – Мандельштам…, – задумчиво и удивлённо сказал он, – я знаю о нём. А почему вы идёте? – Мы идём дорогой, которой когда-то шли они, и слушаем текст о них – это аудио-спектакль в пути. Мужчина как-то очень внимательно посмотрел на меня. – Спасибо, что рассказали, – сказал он, и, взяв сына за руку, пошёл дальше, наверняка домой, уже было поздно. Проект аудио-променад «ОМ» задуман и воплощён приморским драматургом Викторией Костюкевич. Текст, записанный как аудио-спектакль, Виктория собрала из документов – писем и воспоминаний о Мандельштаме разных людей, знавших его. Записали аудио-спектакль актёры Приморского краевого театра молодёжи. Последняя часть нашего пути пошла круто вверх, неизвестно точно, как полегал тогда их путь, и дошли ли они именно до этого места. Но спектакль - это не историческая экскурсия, его цель – дать нам почувствовать, пережить, задуматься. А стоило ли проходить по этому пути, ведь можно было прослушать аудио-спектакль и дома, в комфорте, сидя на диване? С этим вопросом я подошла к участникам променада, к людям, с которыми вместе более часа мы шли и проживали человеческую историю, слушая её через наушники. Владислав, 19 лет. – Какое у вас впечатление? – Это было необычно и вызвало у меня интерес в историческом плане. – Как думаете, можно было послушать этот текст дома, обязательно ли надо было идти? – Можно было бы и дома, но, чтобы получить полноценный спектр эмоций, надо было пройти этот путь. Когда идёшь и параллельно в наушниках слушаешь шаги, восприятие меняется. Если бы я слушал это сидя на диване, то воспринимал всё совсем иначе. А тут пробивает на эмоции и на подумать. Хорошо, что мы прошли этот путь. Павел и Софья, 34 года. – Какое у вас впечатление? – Очень впечатлило. – Что именно. – Сама трагическая история Мандельштама. – Вы знали об этом раньше, о том, что Мандельштам погиб во Владивостоке? – Нет, эту историю я услышал впервые. – Как считаете, этот спектакль можно было бы прослушать просто дома. – Можно, – с сомнением говорит Павел, – но атмосферой пропитываешься на месте событий. Иван, 31 год. – Как вы восприняли эту историю? – Это трагедия, как её можно ещё воспринять? – Вы знали о Мандельштаме? – Да, конечно. – Всё же мы сейчас на фестивале Метадрама и говорим о формах театра. Как думаете, есть разница: прослушать этот текст в помещении, или пройдя по этому пути? – Разница здесь ключевая. В помещении это тоже будет произведение, но оно будет другое и про другое. А здесь есть возможность прочувствовать на собственном теле то, что это были живые люди со своими желаниями, планами и их так вырвали из жизни. И даже хорошо было то, что где-то тротуары у нас разрушены и это нам мешало идти. Как подумаешь, что было тогда, и как они шли… да ещё зима с нашими ветрами… То, что мы своими ногами прошли это путь – важная часть этого проекта. III Международный Тихоокеанский фестиваль современной драматургии Метадрама прошёл во Владивостоке с 1 по 6 июня. За это время состоялось 20 творческих событий, были представлены различные формы современного театра, в том числе созданы новые проекты в режиссёрских лабораториях. Метадрама - совместный проект Приморского театра молодёжи и приморского драматурга Виктории Костюкевич.