Рисовал между боями. Каких сослуживцев запечатлел картограф знаменитого Доваторского корпуса
Вот кавалерист влезает на вражеский танк и через смотровые щели расстреливает экипаж. Боевая задача выполнена, захвачена исправная техника и взят в плен капрал. А вот в другом бою его однополчанин прыгает на вражеский танк и, чтобы спасти товарищей, руками отводит в сторону дуло немецкого пулемета. Наши победно завершают атаку.
Красноармейцы перехватывают брошенные гранаты и кидают их обратно в немцев. Уничтожают несколько солдат и офицеров.
А вот привал в лесу. Один боец присел на пенек, другой бреет его опасной бритвой.
В перерыве между боями. Станц. Брест. 31.7.43. Фото: Все рисунки - Г. Ф. Бабиков. Музейный комплекс "Диалог поколений" Школы Марьина Роща
Автор рисунков - военный картограф Геннадий Бабиков. Родился в 1911 году в Ранненбурге Рязанской губернии, занимался у Алексея Шведова, ученика Константина Коровина, закончил студию Ассоциации художников революционной России, где преподавали участники Бубнового валета Илья Машков и Петр Кончаловский. В 1934-м с семьей переехал в Ашхабад, создал серию акварелей и этюдов, иллюстрировал книги, организовывал выставки.
Когда началась война, записался добровольцем. Служил во 2-м гвардейском кавалерийском корпусе Льва Доватора. Там он и создал сотни портретов однополчан, а также другие военные рисунки. Бабиков был картографом и много времени проводил в штабе. Многие нарисованные им красноармейцы - представленные к наградам герои. Художник указывал имя, звание, иногда награду и дату рисунка.
Десятки сюжетов и сотни лиц, от которых невозможно оторваться. Серьезные суровые взгляды людей, которые видели смерть, хоронили друзей и прошли через то, чего никому не пожелаешь.
Не меньше поражают мирные сценки вроде той же лесной цирюльни или задумчивый взгляд молодой симпатичной Нины Кравченко. Простое открытое лицо, выбившиеся из-под папахи пряди волос, красивые губы. О чем она размышляла, когда ее рисовал Бабиков, о ком мечтала?
Нина Кравченко. Доброводье. 10.4.43 г.
После войны Бабиков возглавил Союз художников Туркмении. Много ездил по республике, запечатлевая разные ее уголки. Испытаний хватало и после 1945-го - один сын, Владимир, погиб при землетрясении в Ашхабаде, другой, художник Сергей, тоже ушел из жизни раньше отца.
В советское время каждое 9 мая ветераны-доваторцы собирались в московской школе №259, где был музей их корпуса. Прилетал из Туркмении Бабиков. Однажды он привез с собой в подарок несколько папок с теми самыми рисунками, которые сейчас хранятся в музейном комплексе "Диалог поколений" школы Марьина Роща. Умер Бабиков в 1993 году.
Когда в музей несколько лет назад пришла педагог Нина Роганова, началась работа с коллекцией Бабикова. Рисунки оцифровали, пронумеровали, разобрали надписи на них, нашли описания нескольких подвигов, а также родственников солдат и офицеров с портретов.
Танк, взятый Фисенко д.Степное. 6.3.43.
Ученику Антону М. понравился рисунок с немецким танком и надписью "танк, взятый Фисенко, с. Степное". Было известно, что боец этот из 9-го кавалерийского полка 3-й гвардейской дивизии. На сайте "Память народа" Антон не нашел ничего - слишком уж распространенная фамилия, а вот на ресурсе "Бессмертный полк", когда к фамилии добавили село Степное, отыскали описание подвига Фисенко.
6 марта 1943 года наступали на деревню Степное. Четыре вражеских танка подбили, но один продолжал сопротивляться. И тогда командир 3-го эскадрона старший лейтенант Алексей Фисенко, запрыгнув на фашистский танк, начал стрелять из револьвера в смотровую щель. Удалось взять в плен командира экипажа, а также захватить целый и невредимый танк. За этот подвиг Фисенко представили к ордену Красного Знамени.
Ст. лейтенант Фисенко. Ком. 3-го эскадрона. д. Доброводье. 29.03.43.
Однажды Фисенко едва не погиб, спас боец Ильин. Из книги Сергея Севрюгова "Так это было... Записки кавалериста (1941-1945)": "В 15 часов 28 июля весь западный горизонт покрылся самолетами, они шли в несколько эшелонов - девяносто бомбардировщиков и истребителей. Капитан Алексей Фисенко не вставал из-за пулемета; его "Максим" так и косил наступающих гренадер. Вокруг огневой позиции часто рвались мины. Осколком одной из них Фисенко был тяжело ранен и потерял сознание.
Во время отхода не сразу заметили, что Фисенко остался под огнем противника. Беспомощно лежавшего офицера увидел рядовой Ильин. Он быстро пополз к раненому. Цепи отходивших взводов уже скрылись в лесу. Вокруг грохотали разрывы, свистели осколки мин и снарядов. Ильин был ранен. Он уложил не приходившего в себя Фисенко в глубокую канаву и, перевязав капитана, начал бинтовать свою руку.
Рядом проходили вражеские танки. Один из них двигался поблизости от канавы. Ильин пропустил танк и швырнул вслед гранату. Танк загорелся, от взрыва Фисенко очнулся. Увидел горевший совсем рядом танк, сказал к Ильину: "Уходи, меня все равно не спасти. Я идти не могу". - "Нет уж, товарищ капитан, жить ли, помирать ли, однако, вместе будем". Ползком под вражеским обстрелом через силу волоча тяжело раненного офицера, сам раненый, Ильин вынес своего командира".
Гв. капитан Салимов д. Вовны 8.3.43 г
А это гвардии капитан Исмаил Салимов, рисунок сделан 8 марта 1943 года в деревне Вовны. Салимов родился в 1912 году в Узбекистане. Рано стал сиротой, с десяти лет работал на полях у китайцев, потом был детский дом, техникум, тайная миссия в Китай, учеба в центральной Пограншколе, а затем служба в 6-ой Узбекской кавалерийской дивизии в Самарканде.
Обвинение, пытки и расстрельный приговор. Сам он про этот этап почти не рассказывал. Какое-то чудо спасло Салимова. Женился, встретил рождение двух сыновей и с первых дней войны добровольцем ушёл на фронт.
Его первый бой прошел у деревни Крюково. Зима, огромные сугробы. И вот Исмаил впервые ринулся в бой! Он так умело сражался, что казаки-кавалеристы признали его за своего и стали называть "казак из Ташкента".
В марте 1943-го Исмаил участвовал во многих боях, в каждом был отчаянно смел. В апреле его наградили орденом Красного Знамени. Под командованием майора Салимова 9-ый гвардейский кавалерийский полк освободил деревню Пырятинка. На этом рисунке он с товарищами принимает в партию старшего лейтенанта Шевченко.
Партийное бюро полка: гв. майор Салимов, гв. капитан Лукацкий, гв. ст. л-т Шевченко принимают в ряды ВКП(б). в. старшего сержанта Карпенко. 5.8. 43 г.
А вот рассказ ученицы Нины Р. о музейно-исторической работе по двум рисункам Бабикова: "Я люблю рисовать, учусь в художественной школе и рисунки сначала заинтересовали меня с художественной точки зрения. Один листок был совсем неинтересный - ни людей, ни сюжета, какие-то землянки и надпись не по-русски. Написано, что это лагерь для военнопленных красноармейцев.
В папке оказалось еще одно изображение на эту же тему. Колючая проволока и поразительная надпись "Камера: высота 1 метр, ширина 95 см, длина 2 метра". Я представила себя под столом, где любила играть в детстве. Но это игра, а тут камера, где находились люди! Несколько человек, наши солдаты. Мне захотелось узнать больше. Мне позволили сфотографировать работу.
Лагерь военнопленных красноормейцев д. Кривцово-Плота. Камеры высота 100 см, длина 200 см, ширина 95 смИз фронтового альбома 9.5.43
Моя мама учитель, я понимала, что она подскажет мне, где и что можно узнать. Мама предупредила, что тема страшная, но очень-очень важная, так как сейчас многие начинают чуть ли не жалеть фашистов, и принижают роль нашей победы. Я решила идти дальше. Мне помогли найти сайты и форумы, а надпись я сама перевела. Надпись на входе - это саркастическая реплика: "Что запад, что восток, а дома лучше". Представляю, как больно было видеть эту надпись, находясь на родной земле и при этом в плену без надежды выжить, без возможности освободиться и бить врага.
Раньше я знала, что у немцев были концлагеря для тех, кого они не считали людьми: для евреев, цыган и некоторых других народов. Узнала, что оказывается лагеря были и для самих немцев, которые выступали против фашизма. Я узнала, что у немцев существовала четкая система организации лагерей.
На рисунках картограф Геннадий Бабиков изобразил лагерь в селе Кривцово Плота, Кудиновского сельсовета, Должанского района. В этом лагере находилось 400 военнопленных в полуразрушенном скотном дворе.
Написано над входом в концлагерь: «Что запад, что восток, а дома лучше».
Из протокола допроса от 30 марта 1947 года военнопленного обер-ефрейтора бывшей Германской армии Еске Вильгельма, 1911 г.р., уроженца г. Кеслин, Померания: "В лагере в деревне Кривцова Плота было до 400 военнопленных. Они располагались в скотном дворе бывшего колхоза деревни Кривцова Плота. Помещение не отапливалось. Пищу военнопленные получали один раз в день - порцию супа и 400 г. хлеба. Работали по 10 часов в сутки на передовой линии на строительстве окопов, огневых точек, блиндажей и на установке проволочных заграждений. Я слышал от охранявших военнопленных полевых жандармов оберфельдфебеля Клауза, оберфельдфебеля Шток и унтер-офицера Гентера, что они при малейшем отказе военнопленных от работы или недостаточном их усердии безжалостно их расстреливали… К моменту отступления из деревни Кривцова Плота в лагере военнопленных не оставалось ни одного военнопленного, все они были уничтожены… Расстрелы производились в течение всего времени… с августа 1942 г. до января 1943 г. полевой жандармерией… Военнопленные расстреливались в 500-800 метрах юго-западнее деревни Кривцова Плота в балке, на дне которой протекал ручей".
На рисунке дата - май 1943, значит Геннадий Бабиков рисовал уже покинутый лагерь и никого из военнопленных освободить не удалось…"
Автор альбома. Гв. красноармеец Бабиков Г.Ф. 1.6.43.
Работа учеников над коллекцией Бабикова продолжается. Будто он оставил им не рисунки, а завещание - как жить и что делать.