Наши истребители подрежут крылья «Боевому соколу»
Иллюзорные надежды западных военных стратегов на чудо-оружие, которое переломит ситуацию на фронте в пользу Украины, порой изумляют. Речь не только о разрекламированном и провалившемся контрнаступлении с «Леопардами» и «Челленджерами». Всякий раз при передаче ВСУ нового вида ВВТ, коллективный запад во главе с США заявляет, что именно это приведет укронацистов к победе. Так было с поставками ПТРК «Джавелин», ЗРК «Petriot», крылатых ракет StormShadow… И вот теперь западные кураторы делают большие ставки на истребители F-16. Давайте разберем, насколько это грозное оружие, какие у него уязвимости и к чему должны быть готовы наши летчики для противоборства с ним. О всех имеющихся модификациях F-16 "Свободная пресса" писала ранее.
Забыли про овраги
Разговоры о возможной передаче киевскому режиму F-16 начались еще в начале 2023 года. В конце января официальный представитель воздушных сил Украины Юрий Игнат уже назвал истребитель F-16 вероятным кандидатом на перевооружение боевого авиапарка Украины. А Зеленский после встречи с премьер-министром Нидерландов заявил: «Мы с Марком Рютте договорились о количестве F-16, которые будут предоставлены Украине после тренировки наших пилотов и инженеров – 42 самолёта. И это только начало. Спасибо, Нидерланды».
Следом о готовности передать истребители объявила Дания – датский премьер-министр Мете Фредериксен заявил, что к отправке готовятся 19 самолетов. После чего эти планы начали воплощаться в жизнь. Первые шесть машин Украина получит под новый год в 2023-м, еще восемь – в 2024 году, а оставшиеся – в 2025-м. Всего же Киев рассчитывает прибрать к рукам около 200 самолетов F-16.
Однако не все так просто. На этом радужном пути в будущее могут возникнуть серьезные проблемы. На обучение пилотов, по словам уже бывшего министра обороны Украины Алексея Резникова, потребуется не менее шести месяцев. CNN же назвало эти сроки слишком «амбициозными». Даже западным пилотам для овладения всеми навыками для управления F-16 требуется около года.
Кабина F-16 сильно отличается от МиГ-29, на котором ранее в основном летали украинские летчики. Им придется переучиваться на самолет, оснащенный рядом непривычных систем. Высокопоставленный представитель Пентагона Колин Каль, например, выступая в Конгрессе, сказал по этому поводу, что обучение украинских пилотов на F-16 может занять около 18 месяцев. И это только получение первичных навыков. Но как быть с боевым слаживанием, умением наносить по целям бомбовые удары, противостоять средствами ПВО, РЭБ и т.п. Вопросов много, а недоучек в бою сбивают сразу.
Обеспокоенные этим, натовцы пошли даже на создание регионального центра для тренировки украинских пилотов. Он разворачивается в Румынии (уезд Кэлэраши). К работе в нем привлечена американская корпорация Lockheed Martin – производитель F-16. (Уточним, что разработан самолет в 1974 году компанией General Dynamics, в 1993 году она продала свой авиастроительный бизнес фирме Lockheed Corporation – в настоящее время – Lockheed Martin). Сначала на румынской базе подготовят инструкторов и техперсонал, затем начнут обучать пилотов.
С целью реализации этого проекта нидерландские ВВС разместят несколько самолетов F-16 на 86-й авиабазе. Американская корпорация предоставит летчиков-инструкторов и инженерно-технический персонал. А чтобы румыны вдруг «не соскочили», решено было это оформить еще и юридически, что и сделали на недавнем саммите НАТО в Вильнюсе в форме совместного заявления.
На сегодняшний день первый этап подготовки прошли лишь шесть украинских пилотов, а весь цикл обучения продлится до середины 2024 года.
Летчикам также надо еще пройти четырехмесячный языковый курс. Немало времени займет строительство инфраструктуры для эксплуатации и обслуживания F-16. Кроме того, существует большая разница между базовой подготовкой (взлет, полет, посадка) и работой в боевом режиме в составе авиационной группы.
Что касается американцев, то они начали тренировать украинских пилотов на F-16 в первом квартале текущего года. Тренинги идут на авиабазе ВВС Национальной гвардии США Морис в Таксоне (Штат Аризона). Уже даже появился первый отчет-меморандум Военно-воздушного министерства США (Department оf The Air Force) о методике этой подготовки и некоторые выводы инструкторов-американцев о перспективах ускоренной адаптации украинских летчиков к F-16. Что в нем?
Основной проблемой обучения инструкторы США считают, что украинские летчики не привыкли к авионике, то есть к электронным системам F-16, которые отображали информацию на дисплеях. Также они указали на общий языковый барьер, хотя и отметили, что отобранные значительно улучшили знания английского (из 32 кандидатов только 8 имели базовую подготовку английского языка).
F-16: плюсы и минусы
Теперь о качественных параметрах и характеристиках самолета F-16 – Fighting Falcon («Боевой сокол»). Это многофункциональный, всепогодный, легкий истребитель четвертого поколения, впервые поднявшийся в воздух в 1974 году. Его длина 15,03 м, высота – 5, 09 м, размах крыла – 9,45. Вес без нагрузки – 6 400 кг, масса взлетная –15 000 кг. Ресурс планера 8000 часов. Эксплуатационная перегрузка – 9g с полным запасом топлива во внутренних баках.
В самолете реализованы дополнительные меры по снижению его заметности. В частности, используется нанесение тонкого слоя золота на поверхность створки фонаря кабины, что позволяет равномерно рассеивать падающее высокочастотное излучение, которое не проникает внутрь кабины. Максимальная скорость – два маха (около 2650 км/час на предельной высоте до 12,2 км). У поверхности – 1 432 км/ч. Крейсерская скорость от 0,93 до 1М. Максимальная скороподьемность – 18 900 м/мин. Максимальная боевая нагрузка около 7 тонн. Боевой радиус – 1361-1759 километров. Дальность полета с конформными топливными баками – 3,9 тыс. км, без них – 4,4 тыс. км. Практический потолок истребителя 14 000 – 16000 метров.
Это, пожалуй, плюсы. Что касается минусов, то F-16 имеет довольно большую эффективную отражающую поверхность, что упрощает его обнаружение РЛС на дальних дистанциях. То есть он хорошо опознаваемая цель для наших истребителей и комплексов противовоздушной обороны.
К минусам можно отнести и стоимость американского истребителя F-16. Она зависит от его модификации и составляет в современном варианте 34 млн. долларов. А один час полета F-16C, например, обходится ВВС США в 23 тысячи долларов. Самыми распространенными модификациями среди стран Североатлантического альянса сегодня являются F-16C, F-16AM, F-16BM. Где буква «С» обозначает цифровое исполнение ЭДСУ, «А» – аналоговое, «В» – двухместный вариант самолета, «М» – лицензионную сборку машины в Европе. С момента первого полета F-16 в 1974 году появились уже несколько поколений истребителей. Общее число F-16, стоящих на вооружении у 25 стран, превышает четыре с половиной тысячи. Так что Западу проще перевооружить украинские ВВС на F-16, нежели на какой другой истребитель в силу общего числа этих машин, их относительной простоты в эксплуатации, доступности запчастей и квалифицированных кадров. А также опыта адаптации американского истребителя к страновой специфике разных государств.
Компания General Dynamics заложила в F-16неплохой модернизационный потенциал. Самолет легкий, маневренный, имеет хорошее соотношение тяги к весу, прост в обслуживании. При этом, несмотря на свою относительную простоту, F-16 стал первым в мире истребителем с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Что это означает? Современный бортовой компьютер выполняет роль посредника между летчиком и машиной. Такое решение было продиктовано главной особенностью истребителя – уменьшенной статической устойчивостью. F-16 практически невозможно пилотировать вручную, без помощи ЭДСУ.
На истребителе установлен импульсный радиолокатор, позволяющий обнаруживать цели на расстоянии до 37 километров в нижней полусфере и до 46 километров – в верхней. На нем стоит цифровая сеть Link 16, получающая данные о целях и тактической обстановке от всех родов войск.
Что касается вооружения F-16, то оно представлено одной шестиствольной пушкой M61А1 «Vulkan» калибра 20 миллиметров, скорострельностью в 6000 выстрелов в минуту и боезапасом 511 снарядов. Так же самолет оснащен девятью подвесками, на которые можно установить не только дополнительные подвесные топливные баки, но и управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» Sidewinder (6 УР) c активным наведением, тактические управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Maverick, управляемые (корректируемые типа JDAM) и неуправляемые авиационные бомбы, сброс которых упрощает бортовой вычислитель. С учетом перечисленного вооружения F-16 скорее можно рассматривать как истребитель-бомбардировщик (или штурмовик), нежели чистый истребитель.
F-16 американцами применялся в ряде локальных конфликтов: Израиле, Сирии, Персидском заливе, Ираке, Югославии, где он показал неплохие боевые возможности. Однако количество воздушных побед для F-16 остается достаточно скромным. И первую серьезную проверку F-16 прошел в пограничном конфликте между Индией и Пакистаном.
Для сравнения, в Российских ВВС насчитывается около тысячи истребителей четвертого поколения. И они готовы побороться за господство в воздухе на Украине. Как? Опишем одну ситуацию в противостоянии между F-16 и Су-30МКИ, которая произошла 27 февраля 2019 года. Навстречу группе пакистанских истребителей (24 самолета) двигались два звена индийских самолетов (восемь машин), среди них четыре Су-30 МКИ. Именно в небе над Индией модернизированный F-16 впервые столкнулся с равным противником – российским истребителем Су-30МКИ. Несмотря на численное превосходство, F-16 не смогли достигнуть решающей победы над индийскими ВВС. В итоге Индия не потеряла ни одного Су-30МКИ, в то время как один из восьми F-16 был сбит индийским летчиком. Чем и примечателен оказался тот воздушный бой.
Российские «сушки» и «мигари» превосходят F-16 работой на низких скоростях. Пилот ВВС США в отставке Кевин Лемуан с позывным «Мувер», отлетавший на F-16 около 1000 часов, в интервью западному телеканалу AircrewIntervien отмечал: «Хоть F-16 это и однодвигательная машина, но, начиная с модификации «Блок 50», она стала более мощной. Его тяговооруженность примерно как у двухдвигательного МиГ-29 – 1,1 – 1,2 единицы. Этот самолет (F-16) способен выдерживать максимальные перегрузки при маневрировании более 9 единиц. Так что в реальных боевых условиях исход боя будет зависеть от многих факторов. Вместе с тем, ему начинает не хватать маневренности на малых скоростях из-за того, что его угол атаки ограничен, особенно когда ты хочешь дотянуть нос – и машиной становится очень трудно управлять при потере должного уровня скорости».
Вот такая оценка. В то же время российские истребители известны своей способностью выполнять фигуры высшего пилотажа на сравнительно невысоких скоростях. Дмитрий Фишер, украинский летчик, погибший летом 2022 года, и до конфликта успевший полетать на F-16, заявлял, что авионика на американском истребителе лучше, чем на Су-27, однако в остальном F-16 проигрывает российским «сушкам».
Американские летчики отзываются об F-16 как об очень опасной машине, поэтому дали ему свое прозвище – «Гадюка». С одной стороны, F-16 прекрасно слушается управления, что объясняется отсутствием, повторим, должной статистической устойчивости и наличием ЭДСУ. С другой, из-за этой особенности истребитель не прощает ошибок и это ярко проявляется на небольшой высоте, в плохую погоду. Кроме того, некоторые пилоты жалуются на травмы шеи, получаемые во время резких маневров и перегрузок.
Как США потеряли 37 фантомов
Для F-16 требуются особые взлетно-посадочные полосы – идеальной стерильности (бетон-монолит) и качества – из-за низкого расположения воздухозаборника и «приученности» колес шасси к ровному, сплошному бетону, а не к бетонным плитам (типа ПАГ 14-18). Необходима и другая соответствующая инфраструктура, состоящая из ангаров, складов боевых средств, хранилищ топлива и его токсичного компонента «гидразина» – в строгом соответствии со стандартами НАТО. Вряд ли возможно в короткие сроки создать такие условия на Украине.
Вместе с тем на Западе называют F-16 лучшим истребителем четвертого поколения. Если суммировать все воздушные победы F-16, то выяснится, что за 40 лет службы эти истребители, в кабине которых сидели летчики США, Израиля и других стран, сбили лишь около 50 самолетов противника. Потери же в локальных войнах составили 37 машин F-16. Причем, некоторые из них в ходе конфликтов в разных странах были сбиты устаревшими советскими ЗРК. С современной системой ПВО истребитель F-16 и вовсе ни разу не сталкивался, как и с новыми (современными) авиационными комплексами ВВС России.
Если Киев начнет применять F-16 в качестве истребителей или штурмовиков, то их история закончится быстро. Скорее всего, в качестве F-16 командование ВСУ надеется получить некий аналог HIMARS. По своим характеристикам американские истребители способны нести крылатые ракеты класса JASSM c дальностью поражения целей свыше 980 км и противорадиолокационные ракеты для поражения средств ПВО. Также на F-16 могут быть установлены противокорабельные ракеты малой дальности Penguin и большого радиуса действий Harpoon. Это надо учитывать.
Тактика применения американских истребителей, скорее всего, будет строиться на попытках ударить по Российской армии с максимально дальнего расстояния, чтобы не входить в зону поражения противовоздушной обороны, одновременно оставаясь под прикрытием украинской ПВО.
Но даже при таком относительно безопасном использовании F-16 успех ему не гарантирован. Вызывает сомнение и надежность этой техники. Так, во время войны в Персидском заливе только по техническим причинам США потеряли семь F-16. Да и готов ли авиационный аппарат СВУ организовать ремонтно-техническую базу для таких самолетов? Не говоря уже, повторим, о прочности навыках украинских пилотов.
Ближайшее время скорее всего покажет, как проявит себя F-16 в боях на Украине. Оказавшись в зоне СВО, он впервые столкнется с равным противником – российской истребительной авиацией и российской ПВО Воздушно-космических сил РФ.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».