Атака Киева на Москву-Сити: «Системой раннего обнаружения» БПЛА должны стать россияне
Минувшей ночью украинский беспилотник попал в строящееся здание в Москва-Сити, сообщил Сергей Собянин.
Общая площадь разрушений — 100 квадратных метров. Повреждены одиннадцать окон на 11-м, 12-м, 13-м и 14-м этажах. Внутри здания обломки сбитого c помощью РЭБ дрона не обнаружены — они упали вниз. Стены и несущие конструкции повреждений не получили.
Взрывной волной выбило окна в восьми квартирах многоэтажки на улице Антонова-Овсеенко – примерно в 100 метрах от места взрыва в Москвы-Сити. Утром сотрудники МЧС проводили обход других домов и осматривали повреждения, сообщает Shot.
Всего в «террористической атаке» использовались три беспилотника самолетного типа, сообщило Минобороны РФ. Один из них был подавлен средствами РЭБ в Можайском районе Подмосковья, второй взорвался в Химках, в районе Старбеево (со стороны Долгопрудного), третий долетел до Москвы-Сити.
«Химкинский» обломок сбитого БПЛА замечен возле отгрузочных складов "Крепёж" и Ozon. На видео, снятом очевидцем, видно, что одна из деталей аппарата дымится. Повреждена стена магазина. На улице 9-го мая в жилом доме выбиты стёкла. Жертв нет.
Ночью в аэропортах Москвы был введен план «Ковер». Там не принимали и не выпускали самолеты. Утром в пресс-службе Росавиации сообщили, что аэропорты Москвы и подмосковного Жуковского работают в штатном режиме.
Отмечается, что атаки БПЛА на Москву с западной стороны продолжаются 6-й день подряд. Каждый раз из-за этого на время «встают» аэропорты. Возможно, эти атаки проводятся для разведки с целью более крупного нападения, которое ожидается в ночь на 24 августа - день независимости Украины.
Подписчица сообщила военкору Александру Коцу, что видела пролет украинского дрона в 2 часа ночи у деревни Щекотово, Волоколамского района Подмосковья. Отправила сообщение на 112, но пока там задавали уточняющие вопросы, дрон то ли был сбит ПВО, то ли долетел до Москва-Сити.
«Можно же рассматривать обычных граждан как «систему раннего обнаружения» беспилотников. Только для этого нужен системный подход и инструмент оперативного реагирования. Не номер 112, а какой-то межведомственный орган, который сразу дает сигнал всем заинтересованным службам. И в первую очередь — ПВО», - делает вывод Коц.
Схожей точки зрения придерживается и бывший начальник зенитно-ракетных войск (2007−2009) Командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев.
- Бороться с беспилотниками надо не только с помощью ПВО, но и всем народом. Часто стрелять дорогой ракетой по дронам неэффективно. К тому же осколки падают на голову. Поэтому надо выбирать средства поражения с учетом этих обстоятельств. Гражданским властям необходимо формировать местные дружины ПВО, как во время Великой Отечественной войны, проводить работу с людьми. Например, на высотных зданиях можно организовать дежурство наблюдателей за воздушной обстановкой. Это позволит обнаруживать БПЛА более своевременно.
Прилеты украинских беспилотников будут продолжаться. Поэтому наши войска смогут проводить тренировки по таким целям в реальных условиях. Будут добавлены новые эшелоны, перекрытые зоны поражения. Основные и дополнительные силы и средства сосредоточат на наиболее опасных направлениях: юго-западном, западном и северо-западном. Так как начиная с 1990-х наша система ПВО уменьшилась на 60−80 процентов, сейчас нужно вернуться к советской прежней схеме, позволявшей уничтожать воздушные цели еще на подступах к Москве.
Смысл плана «Ковер» для российских аэропортов пояснил председатель комиссии по вопросам воздушного транспорта Общественного совета Ространснадзора, заместитель министра гражданской авиации СССР (1983-1990) Олег Смирнов.
- План «Ковер» предполагает полное отсутствие движущихся целей в районах аэропортов. Неважно каких именно, главное — движущихся. Потому что они могут быть перепутаны с боевыми самолетами и на такую цель, где сотни пассажиров, может быть направлена ракета ПВО.
Другие меры неэффективны, поскольку не каждый дрон можно успешно засечь. При этом наши аэропорты очень хорошо защищены средствами РЭБ, которые сейчас являются основным оружием борьбы с БПЛА, так как успешно выводят из строя электронику дронов.
Это вынужденная мера. Она вполне соответствует российскому законодательству и ситуации, которая сложилась. Потому что идут боевые действия и, естественно, они отчасти оборачиваются и против нас тоже. Другое дело, что нужно предпринимать меры для их прекращения.
«СП»: Не разорятся ли авиакомпании из-за изменений расписания полетов?
- Военные, которые отвечают за воздушную обстановку, не злоупотребляют этой мерой. При введении плана «Ковер» прилетающие самолеты отправляют на запасные аэродромы, в Петербург, Нижний Новгород и т. д. Пока с этим надо смириться, потому что это диктуется военными обстоятельствами.
Конечно, существуют экономические последствия. Это лишний налет воздушных судов, лишний керосин, который стоит немалых денег, лишний расход ресурса авиатехники. Но мы же не можем из-за этого перестать этого защищать «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово».
«СП»: А пассажиры не потребуют компенсацию?
- В федеральных авиационных правилах не отражена сатисфакция пассажирам за потерянное время и т. п. Это форс-мажор. Для пассажиров это неприятно, но зато на 100 процентов безопасно.
О том, как относятся к обстрелам простые россияне «СП» рассказала жительница Химок, школьный учитель Мария Зинченко.
- Первой прочитанной сегодня новостью было сообщение о взрывах в Москва-Сити и у нас Подмосковье. В Химках это первый прилет БПЛА. Взрыв я не слышала, но сразу же посмотрела по карте, куда именно прилетело. Я так понимаю, целью атаки дронов на Химки был аэропорт «Шереметьево».
В последние две недели постоянно сообщают, что аэропорты Москвы атакуются беспилотниками. Но если смотреть по картам, куда метит враг, мне кажется, целью является прежде всего военная инфраструктура или предприятия, работающие на оборонку, а уже потом - аэропорты, и Москва-сити.
«СП»: В Химках, кажется, есть такие предприятия...
- Я разговаривала с местной жительницей, у которой отец работает в НПО им. Лавочкина. Она считает, что Химки особенно сильно защищены средствами ПВО из-за военных и космических предприятий. И привела в пример случай: когда кто-то из жителей Химок по глупости запустил квадрокоптер, аппарат сбили через несколько секунд.Но есть и другой пример. Коллега по работе, живущая в Одинцово, рассказала, что не спала неделю от страха за жизни свою и детей, так как совсем недавно почти ежедневно были взрывы от работы системы ПВО, сбивающей беспилотник. Окна в доме дрожали. Когда была первая атака БПЛА, и мне было очень страшно, потому что два дрона разбились недалеко от моей работы.
Сейчас, на мой взгляд, у большинства жителей Москвы и Подмосковья страха и панических настроений от атаки беспилотников уже нет. Все превратилось в рутину, и люди более-менее спокойны, так как нет жертв.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».