Кирилл Фудиман: «Благодаря санкциям наше гражданское производство выросло в 2 раза за год»

Начал работу Международный военно-технический форум «Армия-2023». Традиционно на форуме работает студия Партнерского объединения МЕДИАЦЕНТР (ИА Росинформбюро и СМИ2). О новой гражданской продукции, «антидиверсификации» и разработках беседуем с директором по производству дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники АО «КЭМЗ» Кириллом Фудиманом.

Кирилл Фудиман: «Благодаря санкциям наше гражданское производство выросло в 2 раза за год»
© ГлагоL

— Кирилл Яковлевич, насколько приоритетными для Ковровского электромеханического завода как предприятия в периметре АО НПО «Высокоточные комплексы» являются задачи по диверсификации производства? Насколько нам известно, КЭМЗ изначально ведь специализировался и специализируется на производстве гироскопических и гидравлических систем для различных образцов техники, выпускаемых оборонной промышленностью.

Да, абсолютно верно. Вся концентрация внимания Ковровского электромеханического завода в плане производства разработок и поставки продукции касается продукции, идущей в вооружение. В основном, все сухопутные системы оборудуются приборами производства Ковровского электромеханического завода.

АО «КЭМЗ» задолго до известных событий начал осваивать нишу строительно-дорожных и сельскохозяйственных машин. Начиная с 2013 года было поставлено на производство два мини-погрузчика ANT. Тогда он был 650-ый, ANT1000.

Почему это было сделано? Чтобы расширить направления деятельности предприятия, КЭМЗ всегда поставлял аппаратную базу для каких-то конечных изделий, а здесь был своего рода прорыв совершен. Было взято направление на выпуск полнокомплектной техники, а это еще, кроме просто производства и сборки, и вопросы сертификации, продажи, входа в рынок. И весь круг вопросов, связанный с рыночными продажами, несколько отличающимися от сферы бизнеса оборонно-промышленного. И, когда вопрос политический стал актуален и назрел, мы уже были готовы к этому моменту.

Выделили в отдельное направление строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники и на сегодняшний день занимаемся параллельно с оборонзаказом. Ни в коем случае не ущемляя, не мешая его выполнению, но у нас есть свои планы по реализации, по денежному обороту на именно гражданское производство, и мы стараемся их выполнять и перевыполнять. Сегодня гражданская продукция КЭМЗ очень востребована. Мы увеличили производство, по сравнению с прошлым годом, мини-погрузчиков практически в 2 раза.

— Это как раз и есть та самая диверсификация, которой так много внимания уделяют в научно-деловой программе форуме в последние годы?

Да, конечно. Это и есть диверсификация. Новый продукт оборонного предприятия.

— Как это направление развивается? Какие новинки представляете на форуме «Армия-2023»?

Тут два основных направления – тракторы и погрузчики. В рамках предприятия сделано все необходимое для развития продукта. В частности, сформирована собственная конструкторская технологическая служба, которая занимается только этими продуктами.

В этом году мы планируем произвести порядка 500 мини-погрузчиков модели ANT1000 и ANT1200. Мы все время пытаемся улучшить конструкцию, отвечать требованиям рынка, и на форуме представляем две новинки, модернизированные. Вместо ANT750 – ANT800, с ней можно познакомиться на выставке. И мини-погрузчик ANT1200 — большей грузоподъемности. Обе машины прошли сертификацию, и в этом году частично начнут вытеснять старые модели.

— Ваши погрузчики, мне кажется, должны быть очень востребованы сейчас на рынке, особенно, если учесть, что долгое время мы закупали импортную технику, а теперь ее нет.

Да, абсолютно верно. Уход с рынка западных производителей открывает нам новые возможности, и мы именно этим пользуемся. Потому что сегодня, как никогда, актуальны вопросы комфортной городской среды, а погрузчик формирует как раз эту комфортную городскую среду. Мы выпускаем погрузчики, которые работают на открытой территории, предназначены для коммунальных работ – уборка, сбор мусора, засыпка ям, раскопка, подъем каких-то материалов. В общем, лошадка рабочая.

— Как раз с вашей техникой горожане, да в сельской местности, наверно, сталкиваются?

Да, абсолютно верно. Погрузчик также и на селе кстати востребован. Фермеры берут у нас для погрузки зерна, навоза, силоса, обслуживания, выполнения в сельском хозяйстве общих строительных работ.

— 3 года назад КЭМЗ впервые представил на форуме технику марки «Раскат», производства дочернего предприятия завода в Рыбинке Ярославской области. Как продвинулось развитие этого направления, и грунтовые катки «Раскат» по-прежнему поставляются в Минобороны?

Да, есть закупки для нужд Минобороны. 3 года назад мы начали плотно заниматься заводом «Раскат», который вошел в периметр управления КЭМЗ. На сегодняшний день инвестировано порядка 350 миллионов в новое оборудование. Это большие обрабатывающие современные центры, позволяющие выпускать крупногабаритные детали, сварочное оборудование. Это раскройно-гибочное оборудование, «Раскат» является базой производства металлоконструкций для себя и КЭМЗ. Сегодня все металлоконструкции наших погрузчиков, выпускаются в «Раскате». У него два направления – катки отдельно и металлоконструкции на свои направления.

Так вот, продолжу, про инвестирование. Инвестировали порядка 350 миллионов рублей в специализированное оснащение, и как результат — на сегодня на 30% увеличилось количество персонала в «Раскате» в Рыбинске, идет набор новых кадров, идет увеличение объемов производства.

— А проблем с кадрами нет?

Есть, конечно. Проблемы с кадрами везде. Из-за того, что «Раскат» долгое время находился в стагнации, коллектив был выхолощен до минимума, он находился в состоянии выживания. А сегодня он принимает кадры, расширяет и производство, и количество продукции, и номенклатуру продукции.

— Кадры, наверное, нужно готовить?

Кадры, в основном, требуются подготовленные — это конструкторы-технологи, линейный персонал производства. Большую долю составляет востребованность сварщиков, слесарей, токарей – то есть, рабочие специальности.

— Хочу спросить о машине гуманитарного разминирования МГР-4 «Шмель», инициативной разработке специалистов КЭМЗ и ВНИИ «Сигнал». Это, по сути, пример диверсификации наоборот – изначально гражданская продукция стала специальной военной техникой. Каковы особенности ковровского робота-сапера?

Да, это как бы антидиверсификация, но это показывает еще раз наглядно, что, в общем-то, технически машины, если они имеют возможность выполнять какую-то функцию, они будут ее выполнять, не важно, военная она или гражданская. Действительно, машина гуманитарного разминирования «Шмель» инициативно была создана на базе мини-погрузчика ANT1000, заимствовала от него силовую установку, механизмы приводов хода и частично рабочее оборудование. Единственное, что пришлось специализированное выполнить, это дооснастить машину лебедкой по требованию эксплуатирующих организаций, чтобы машина обладала фукцией самовытаскивания в случае непредвиденных ситуаций с точки зрения проходимости. Ну и, конечно же, сам орган разминирования – минный трал цепной. Он был создан с нуля.

— Это ваша разработка?

Да. Причем удалось вписать машину в транспортный габарит, то есть, она может быть погружена в кузов любого грузовика. И в качестве управляющего органа ВНИИ «Сигнал» сделало систему дистанционного управления, построенную на отечественном программном обеспечении, на операционной системе Astra Linux. Она независима, дистанционный пульт управления имеет возможность управления всеми функциями машины — от начала движения и до включения фар и фонарей, запуска двигателя, привода лебедки, управления минным тралом с выводом всех параметров на экран.

— По большому счету, это беспилотник получается?

Фактически, да. Изначально мы планировали, что это будет универсальная машина – и кабина, и дистанционное управление, то есть с экипажным управлением. Позже специалисты, посмотрев, сказали, что абсолютно нет необходимости иметь экипажный вариант управления. Давайте сделаем беспилотный вариант.

— И при условии, что это разминирование, это безопасность людей…

Безусловно, конечно, это сохраняет жизни и здоровье людей, которые заняты разминированием.

— Скажите, у вас производство, как военное оборонного значения, так и гражданское. Это абсолютно параллельные отрасли или это все переплетено все-таки?

Завод — единый организм. Вычленить каждое направление невозможно. Естественно, пересекаются и в снабжении, и в электроэнергии, и в еще ряде ремонтных работ. Производство, сборка гражданской продукции выделена в отдельное производство. Но детали изготавливаются по всему заводу. В принципе, станку без разницы — гайку для резать на военную продукцию или гражданскую. От этого законы технологии не меняются.

Международный военно-технический форум «Армия-2023» проходит с 14 по 20 августа в КВЦ «Патриот». СМИ2, МирТесен, Глагол – специальные информационные партнеры МВТФ «Армия-2023» в составе партнерского объединения МЕДИАЦЕНТР (входят: ИА Росинформбюро, СМИ2, МирТесен, Глагол и партнерская сеть СМИ).

Беседовал Олег Павлов