Войти в почту

Солнечные зайчики чуть не привели к ядерной войне

Военные и СССР, и США - стран, имевших внушительные запасы ядерного оружия, - больше опасались даже не реальной атаки противника, а компьютерного сбоя систем противоракетной обороны (ПРО), после чего потребовалось бы нанести ответный удар противнику.

Солнечные зайчики чуть не привели к ядерной войне
© Мир новостей

И однажды подобный сбой произошел.

ЯДЕРНЫЙ АПОКАЛИПСИС

Впервые мир оказался на грани ядерной войны во время Карибского кризиса 1962 года. К счастью, у руководителей двух сверхдержав в то сложное время хватило благора­зумия не начать атомную бойню. Тогда-то и была налажена прямая линия связи между главами двух государств.

Одновременно страны начали совершенствовать свои системы ПРО. В наши дни российская система противоракетной обороны - лучшая в мире и со стопроцентной гарантией не позволит межконтинентальным вражеским ракетам поразить цель на территории страны, в то же время отечественное ракетное оружие последнего поколения способно преодолеть все системы ПРО потенциального противника.

Но это сейчас. Во второй половине XX века техника была не так совершенна. Системы ПРО у обеих сверхдержав являлись хоть и самыми передовыми в мире, но имели определенные уязвимые места, не исключалась возможность и компьютерного сбоя. Кроме того, в 1980-х ракеты с ядерным оружием имели несколько видов базирования: на самолетах, кораблях, подвод­ных лодках, поездах и в шахтах. Совершенно логично, что системы, которые должны были засечь их возможный пуск, постоянно перенастраивались, получая уточненные координаты целей. Во всем мире шла большая игра в кошки-мышки по поиску носителей ракет с ядерным оружием. Неудивительно, что при подобной регулярной смене боевой обстановки постоянно существовала угроза нештатного пуска, связанная с человеческим фактором. По неофициальным данным, опубликованным в СМИ, подобные нештатные ситуации в 1965-1980 годах возникали более двух десятков раз: самолеты, готовые к взлету для ответного удара, останавливались в самый последний момент, когда руководителям стран по оперативной связи докладывалось, что тревога ложная. Но однажды в 1983 году по вине сбоя советской компьютерной техники чуть было не произошло непоправимое.

НЕБЕСНОЕ «ОКО»

В начале 1980-х ситуация на командных пунктах систем ПРО Советского Союза несколько стабилизировалась. Инженерами страны была создана уникальная система «Око», которая имела множество спутников в космосе, следящих за территорией противника и безошибочно передававших на Землю информацию о произведенном пуске ракет с ядерным оружием. Соответственно, у военных было достаточно времени, чтобы доложить руководству страны о нестандартной ситуации и получить приказ к дальнейшим действиям.

После введения системы «Око» в промышленную эксплуатацию руководство Министерства обороны стало оперативно получать исчерпывающую информацию даже об учебных пусках американских сверхзвуковых межконтинентальных баллистических ракет.

Отлично понимая, что от ошибки не застрахована даже самая совершенная техника, проектировщики «Ока» создали два независимых уровня контроля и принятия решения о пусках советских ядерных ракет в случае атаки потенциального противника. Первым сигнал о запуске американских ракет поступал на компьютер командного пункта. В случае вынесения автоматикой положительного заключения о произошедшей атаке информация для принятия окончательного решения об ответном ударе поступала на пульт к дежурному офицеру.

В ту роковую ночь с 25 на 26 сентября 1983 года все произошло точно по описанному сценарию. От системы «Око» на командный пункт объекта с кодовым названием «Серпухов-15» поступила оперативная информация о произошедшем со стороны США запуске единичной межконтинентальной ракеты с ядерным оружием в сторону СССР. Согласно уставу и действующим инструкциям, начальник смены, которым в ту ночь являлся подполковник Станислав Петров, должен был проверить аппаратуру на возможность сбоя, написать рапорт и доложить вышестоящему руководству для дальнейшего принятия им решения. Больше всего подполковника смутил тот факт, что пуск был точечный, а не массированный, как предполагали военные доктрины обеих стран в случае реального ядерного конфликта. Понимая, что нельзя терять времени на составление рапорта и переговоры с руководством, Станислав Евграфович отдал приказ о тестировании компьютерной системы на возможность технической ошибки. К его ужасу, на этапе диагностики автоматика зарегистрировала еще несколько пусков американских ракет. Ошибки быть не могло - началась третья мировая война.

В НАРУШЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ

Надо отдать должное железной выдержке и самообладанию подполковника ракетных войск. Даже в сложившейся критической ситуации он не потерял голову, а продолжил анализировать работу автоматики на предмет возможной ошибки. Но и после очередной проверки компьютер продолжал утверждать, что пуски американских ракет действительно произошли, хотя подчиненные Петрова, в свою очередь, логично указали ему на одну странность: «запущенные» американские ракеты дальше себя никак не проявляли. Система не видела траектории их движения, скорости и предполагаемой цели. Взлетев, они будто растворились в воздухе, чего при реальной атаке быть не могло.

Взяв на себя ответственность за будущее страны и мира, подполковник доложил высшему военному руководству страны, что пуск ложный, произошел сбой в электронике. Затем по его приказу вручную была отключена система тревоги. Следующие 15-20 минут подполковник Петров провел в мучительных размышлениях: правильно ли он поступил и не ударят ли в следующее мгновение по СССР американские баллистические ракеты? К счастью, его выводы оказались верными и трагедии не произошло. Спустя двадцать минут на командный пункт прибыл командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны генерал-полковник Юрий Вотинцев. Он убедился в правильности поступка подполковника, взял с него подписку о неразглашении и уехал с докладом к министру обороны страны. В ходе проведенного расследования оказалось, что и спутниковая система, и компьютер командного пункта были ни при чем и работали штатно. За старт американских ракет система «Око» приняла реальные блики от солнечных лучей.

Позднее в своих многочисленных интервью после снятия подписки о неразглашении подполковник не раз утверждал, что действовал согласно своей интуиции и логике, хотя по всем правилам и инструкциям СССР в сложившейся ситуации должен был нанести ответный ядерный удар. За спасение мира С.Е. Петров получил множество крупных международных премий и наград.

Дмитрий Соколов.

Фото: ВИКИПЕДИЯ,

Социальные сети.