Как работал Гараж особого назначения в годы Великой Отечественной войны?

Сегодня Гараж особого назначения (ГОН) является одним из подразделений Федеральной службы охраны Российской Федерации СО России). Его сотрудники занимаются обеспечением безопасного передвижения Президента Российской Федерации и других руководителей государства, а также лидеров зарубежных стран, посещающих Россию с государственными и официальными визитами.

Как работал Гараж особого назначения в годы Великой Отечественной войны?
© Вести Подмосковья

Для понимания темы стоит ознакомиться с историческими фактами. Так, Собственный Его Императорского Величества гараж с 1907 года был у Николая II. Он и стал своего рода предтечей образованного уже после Октябрьской революции 1917 года Гаража особого назначения, день рождения которого — 1 января 1921 года. Менялись руководители страны, отношения с государствами, где приобретались машины для ГОНа, менялись сами автомобили.

В начале 1940-х годов из Гаража особого назначения выделился отдельный Малый (Сталинский) гараж. Эта автомобильная группа обслуживала лично И. В. Сталина. «Его основной машиной с 1936 года и до 1950-х был американский «Паккард» скрытого бронирования с толщиной стекол в 7 сантиметров. Тогда сведения о таких автомобилях не афишировались. В 1936-м в СССР пришли первые шесть бронированных «Паккардов», в 1937-м — еще восемь. Кроме этих машин со спецзащитой в ГОНе на тот момент использовались также автомобили и других марок.

Бронированные «Паккарды» 1936 года отличались от машин следующего модельного года некоторыми деталями. Например, присутствовали законцовки бампера. Передний мост был неразрезной, то есть зависимая подвеска. Из-за этого на некоторых режимах движения возникали колебания — эффект «шимми», вибрация колес. Поэтому была предусмотрена система из двух пружин, туда заливалось масло. Это демпфер, который гасил колебания. В 1937-м пришли машины с независимой подвеской, и таких цилиндров на них уже нет. По этим деталям автомобили разных серий можно различать на фотографиях», — поделился специалист Музея Гаража особого назначения на ВДНХ Алексей Насонов.

Законцовки бампера «Паккарда» 1936 года. Фото: Алексей Насонов

Первый день внезапно изменившейся реальности — 22 июня 1941 года — стал для ГОНа днем не только высоких нагрузок, но и максимальной слаженности и ответственности. Высшему руководству страны предстояло заниматься не только фронтом. Нужно было срочно и кардинальным образом переводить народное хозяйство на военное положение. Важные решения, как оперативные, так и стратегические, принимались с первого же дня войны. «Можно представить, сколько в такой ситуации перемещений между Кремлем, наркоматами и другими государственными ведомствами совершили в этот день особо охраняемые лица, какие нагрузка и ответственность легли на сотрудников ГОНа», - рассказали изданию «Вести Подмосковья» в пресс-службе Музея Гаража особого назначения на ВДНХ.

Гараж особого назначения перестроился на новый режим работы. Хромированные детали машин скрылись под краской, появились специальные фары для поездок в темное время суток. Часть машин, используемых для выезда на фронт и в прифронтовые районы, закамуфлировали.

«Документально подтвержденная поездка Сталина на фронт, которая продлилась со 1 по 5 августа 1943 года, осуществлялась как раз на защищенных «Паккардах». До Гжатска Верховный главнокомандующий добрался на специальном поезде, «Паккарды» ехали с ним. Затем Сталин посетил командный пункт фронта под Юхновом, снова на поезде доехал до станции Мелихово во Ржеве, а оттуда — в деревню Хорошево», — отметил Алексей Насонов

Не менее значимыми страницами истории стали Тегеранская (1943), Ялтинская (Крымская) (1945) и Потсдамская (Берлинская) (1945) конференции. В них принимали участие лидеры трех крупнейших стран-союзников периода Второй мировой войны — СССР, США и Великобритании. «Если говорить о Тегеранской конференции, то союзники предлагали другие варианты мест проведения конференции, но Сталин настоял на своем изначальном выборе. У союзников не было возможности привезти собственные автомобили, поэтому транспортное обслуживание всех трех делегаций с 28 ноября по 1 декабря 1943 года взял на себя ГОН. Сталин до Баку ехал на поезде, потом на самолете до столицы Ирана, а автомобили из Азербайджана шли своим ходом», — объяснил Алексей Викторович.

Для И. В. Сталина и его личной охраны из них предназначались четыре автомобиля — «Паккард», «Линкольн», ЗИС‑101 и «Кадиллак». В ходе Ялтинской конференции с 4 по 11 февраля 1945 года сотрудники Гаража особого назначения работали на 35 машинах. Для делегаций союзников выделили 15 автомобилей. А Потсдамская конференция проводилась уже после окончания Великой Отечественной войны — с 17 июля по 2 августа 1945 года.

ЗИС-101А

А еще бронированный «Паккард» 6 ноября 1942 года спас Анастаса Микояна во время теракта на Красной площади. Изначально террорист, ефрейтор Савелий Дмитриев, руководствуясь антисоветскими настроениями, задумал покушение на Сталина, но в момент совершения преступления не разглядел пассажира автомобиля, выехавшего из Спасских ворот Кремля. «Дмитриев обстрелял машину с достаточно близкого расстояния. Защита автомобиля сработала как надо, Микояна увезли на большой скорости в безопасное место, а стрелка практически сразу задержали», — рассказал Алексей Насонов. 

И. В. Сталин постоянно твердил, что передвижение первых лиц СССР на иностранных автомобилях — не самая достойная ситуация. Поэтому специалисты продолжали трудиться над разработкой отечественных машин.

14 сентября 1942 года, в самый разгар Сталинградской битвы, в Москве подписали приказ о создании новой советской машины высшего класса — ЗИС-110. Макеты были сделаны в 1943-м, первый ходовой образец — в 1944-м. «Параллельно велись разработки бронированной версии, только мы пошли не американским путем: они бронировали легкий автомобиль, а у нас получилось советское ноу-хау — сам автомобиль как бы строился вокруг бронекапсулы. До эксплуатационного состояния машина была доведена к 1949 году и получила собственный индекс ЗИС-115. Фара посередине — это спецсигнал наподобие современных «мигалок», — объяснил Алексей Насонов.

Согласно техническому заданию, «Паккард» должен был обеспечивать защиту при выстреле из винтовки с расстояния 100 метров под углом 90 градусов. ЗИС-115 обеспечивал такую же защиту, но уже с 50 метров. 

ЗИС-115

В годы войны Гараж особого назначения с честью справился со всеми поставленными задачами по транспортному обеспечению охраняемых лиц. Это был его вклад в нашу общую Великую Победу!