Развеивать британские «Штормовые тени» начали наши Су-57
Слухи о том, что считанные пока наши новейшие истребители пятого поколения Су-57 (по классификации НАТО – Felon, в переводе – «Преступник»), что успел построить Комсомольск-на-Амуре, время от времени появляются в «обжигающем» небе Украины ходили давно. В частности, в январе 2023-го Министерство обороны Великобритании в регулярном отчете о ситуации на поле боя указало: минимум с минувшего июня Россия начала боевое использование в специальной военной операции своих лучших многоцелевых самолетов.
Еще раньше, 18 октября 2022-го, тогдашний командующий нашей группировкой на Украине генерал армии Сергей Суровикин без подробностей и очень туманно, но подтвердил этот факт, сообщив про Су-57: ««Имея широкую номенклатуру вооружения, в каждом вылете он решает (на Украине – «СП») многоплановые задачи поражения воздушных и наземных целей».
Насколько можно судить, до сих пор в отношении этих самолетов речь шла больше все же об экспериментальном и эпизодическом использовании. Недаром Су-57 не входят в состав какой-либо из строевых частей ВКС, а все до единого служат в 929-м летно-испытательном центре в Актюбинске Астраханской области
И только сейчас этим отличным, но, увы, очень немногочисленным на сегодня боевым машинам (лишь до десятка в составе ВКС РФ), каждая из которых обошлась народу примерно в 100 млн долларов в рублевом эквиваленте, нашлось настоящее и очень масштабное дело. Они вместе с зенитно-ракетными частями самым активнейшим образом включились в борьбу с только что появившимися на фронте малозаметными, но высокоточными и достаточно грозными и дальнобойными британскими крылатыми ракетами Storm Shadow (в переводе – «Штормовая тень»).
Класс этого оружия – «воздух-поверхность». Как раз такими, начиная с 12 мая 2023 г., ВСУ уже трижды успешно ударили по прежде очень спокойному тыловому Луганску. Понятно, что потенциально в зоне поражения Storm Shadow, дальность полета которых порядка 250 км (есть модификации и до 560 км), пребывают теперь еще и весь Крым, Донецк, Таганрог, Ростов-на-Дону, Брянск, Воронеж, Курск, Белгород. И много чего еще. С угрозой такого масштаба российские войска не сталкивались. Поэтому с ней надо срочно что-то делать.
В первую очередь этот призыв, естественно, адресован зенитчикам. Они после первых трех неудач под Луганском уже начали реабилитироваться. Как сообщило МО РФ, всего за среду, 16 мая, сбиты сразу семь украинских «Штормовых теней». Которые к тому же, чтобы сбить с толку систему управления нашей ПВО, шли к целям в общем залпе, состоявшем еще и из противорадиолокационных ракет HARM и реактивных снарядов систем залпового огня HIMARS. Поверьте, отбить такую комбинированную атаку крайне сложно.
Но скорее всего работа систем ПВО по Storm Shadow – лишь полдела. Вторая половина, насколько можно судить, доверена экипажам Су-57.
Ее суть – в воздушных боях поскорее выбить всех до единого потенциальных носителей «Штормовых теней». Прежде всего – украинские фронтовые бомбардировщики Су-24, на балочных держателях которых под крыльями (исходя из грузоподъемности этого типа самолетов) теоретически могут подвешиваться до трех британских «подарков» в каждом вылете. Потому что любая Storm Shadow весит полторы тонны и в длину более пяти метров.
Обозреватель американского журнала Popular Mechanics Себастьян Роблин предполагает, что под Storm Shadow враги России могли переделать и украинские тяжелые многоцелевые истребители Су-27. Коих в Воздушных силах ВСУ на начало 2023 года, по подсчетам известного издания Flightglobal, оставалось не так уж много – не более 26 единиц.
При этом, уверен Роблин, куда более многочисленные в рядах ВСУ и постоянно пополняемые поставками из других стран легкие истребители типа МиГ-29 (до 43 единиц на 1 января 2023 г.) для роли носителей Storm Shadow не подходят. Силенок маловато.
По той же причине из списка приходится вычеркивать и украинские штурмовики Су-25, задуманные и сконструированные для нанесения ударов по наземным целям. Но – главным образом фугасными бомбами весом максимум по 500 килограммов. Полторы тонны «Штормовой тени» в полете им тоже не потянуть.
Однако даже и куда лучше штурмовика энерговооруженный Су-27 все же не бомбардировщик. И более одной ракеты «тащить» к цели не в состоянии. Стало быть, чтобы нанести залповый удар (а в условиях сильнейшего противодействия российской системы ПВО и РЭБ только такой и может принести значимый успех Украине) потребуется одновременный вылет сразу нескольких таких самолетов. Что ВСУ обеспечить очень непросто в условиях все обостряющегося дефицита боевых машин и опытных летчиков.
Выходит, самую большую опасность в роли носителей британских «подарков» представляют именно украинские Су-24. Каждый из них, повторим, всего в одном вылете легко обеспечит трехракетный залп этим действительно весьма грозным оружием. Поэтому в первую очередь выбивать необходимо такие самолеты Воздушных сил ВСУ. И, как стало известно, наши Су-57 уже начали охоту за ними.
Почему именно Су-57? По многим причинам, главные из которых две.
Первая: геометрия этого российского истребителя на самом деле обеспечила ему предельную малозаметность. Если с цифрами, то показатель ЭПР (коэффициент отражения принятого сигнала) американского истребителя F-22 Raptor составляет 0,3 м². ЭПР российского истребителя, по некоторым данным, 0,2 м². И это – при облучении радиолокационными станциями противника в боковой проекции и в задней полусфере. А носовая ЭПР и вовсе менее 0,1.
Это в 100 раз меньше, чем у истребителя Су-27. Фактически именно этот показатель ставит нашу машину в один ряд с чудовищно дорогим в производстве и в эксплуатации американским истребителем F-22.
Вывод: Су-57 имеет все шансы совершенно незамеченным подкрадываться на дистанцию залпа к украинским бомбардировщикам раньше, чем те нанесут удар своими Storm Shadow. Надо только всеми видами технической разведки своевременно отследить взлет этих самолетов с аэродромов Украины и вовремя отдать команду на перехват.
Что, собственно, подтверждает и недавняя публикация в индийском издании EurAsian Times. Обозреватель этого СМИ Виджайндер Тхакур констатировал: даже поддерживающим украинские атаки из воздушного пространства над Польшей системам дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) США будет крайне сложно обнаружить в воздухе Су-57. Вывод: «Су-57 может легко подлететь на необходимое для нанесения удара расстояние и остаться при этом незамеченным даже самым сильным противником».
Вторая причина, по которой перехват носителей Storm Shadow нашим истребителем пятого поколения имеет много шансов на успех – вооружение Су-57. Прежде всего, его ракета большой дальности РВВ-БД (Р-37М) класса «воздух-воздух». Которая в качестве экспортного варианта была впервые продемонстрирована на авиасалоне МАКС-2011
Дальность пуска Р-37М в передней полусфере – до 200 км. То есть, перед украинским бомбардировщиком, экипаж которого даже не подозревает, что уже атакован, эта ракета возникает фактически из ниоткуда. Совершенно не оставляя времени на уклонение или отражение удара собственными средствами.
Первый результат начавшейся охоты на украинские носители Storm Shadow налицо. О нем сообщил автор известного телеграмм-канала Fighterbomber, обозначающий себя как «Хроники истребителя-бомбардировщика в отставке». 15 мая он написал: «Ну и еще хорошая новость. Я в интернете прочитал, что Су-57 сегодня рисует одну красивую звезду на фюзеляже. А если Су-24 хохлов был с парочкой "Штормов" на борту, то это прямо вдвойне новость хорошая».
На другой день Минобороны РФ официально сообщило, что украинский бомбардировщик был «отловлен» нами в районе Варваровки (ДНР). Fighterbomber тут же снова отозвался радостным комментарием, что вот «и Су-24, который был сбит нашим Су-57, нашёлся».
Сколько времени понадобится нам для полного истребления вражеских самолетов-носителей? Прежде всего – их самых опасных в этом отношении фронтовых бомбардировщиков Су-24? Очень вероятно, что не так уж и много.
Дело в том, что по подсчетам уже упомянутого издания Flightglobal, к началу нынешнего года у ВСУ их и было-то – кот наплакал. Всего 12 единиц. К этому дню совершенно точно стало еще меньше по причине просто катастрофических при таких раскладах потерь в зоне спецоперации.
Вот полный перечень уничтоженных вражеских боевых машин этого типа после 1 января 2023 г. (по официальным сообщениям Минобороны РФ):
1 марта авиацией ВКС России в районе населенного пункта Дружковка (ДНР) в воздушном бою сбит самолет Су-24 Воздушных сил Украины;
2 марта ВС РФ сбили украинский Су-24 в небе Херсонской области;
23 марта еще один такой бомбардировщик уничтожен истребительной авиацией ВКС России в районе населенного пункта Богуславка Харьковской области;
12 апреля ровно то же самое наши летчики проделали в районе Красного Лимана в ДНР;
27 апреля истребительная авиация ВКС России сбила фронтовой бомбардировщик Су-24 ВВС Украины в районе населенного пункта Липовка в ДНР;
13 мая Су-24, наносивший удары по Луганску ракетами Storm Shadow, сбит авиацией ВКС России;
16 мая еще одна победа из того ряда при самом непосредственном участии российского истребителя Су-57, как уже сказано, случилась над Варваровкой.
Таким образом, по самым «грубым» прикидкам, из 12 фронтовых бомбардировщиков по состоянию на начало 2023 г. у Киева никак не могло остаться более пяти машин. Сколько из них в состоянии по техническим причинам подняться в воздух – загадка. Но определенно не все. После решительного вмешательства российских истребителей пятого поколения в эту «чистку рядов» проблема со Storm Shadow может исчезнуть сама собой в течение нескольких недель.
И что тогда делать противнику? Ожидать, когда западные союзники изволят передать ему самолеты «Tornado», «Rafale», «Mirage 2000» и Eurofighter «Typhoon», которые в авиации НАТО таскают эти ракеты? Если такое и случится, то точно не в обозримой перспективе. Как и затея с начавшейся на Западе возней с передачей Киеву американских F-16.
Можно, конечно, попытаться переделать Storm Shadow для старта и с наземных пусковых установок. Как это сделали, скажем, ВМС Дании с американским противокорабельным ракетным комплексом Harpoon.
В 1991 г. там переставили четыре стандартные корабельные четырехконтейнерные пусковые установки с ракетами Harpoon Block 1С с двух списанных из состава датского флота фрегатов типа Peder Skram на коммерческие автомобильные шасси Scania 113M/320 c колесной формулой 8х6. Говорят, теперь те переданы Украине и установлены на боевые позиции под Одессой. Чтобы и близко не допустить к ней наш Черноморский флот.
Так что технически, наверное, такое возможно. Но подобная модификация тут же губительно скажется на главном «достоинстве» Storm Shadow – большой дальности их применения. Поскольку сегодня самолет-носитель для этого вида оружия не только выполняет роль разгонного блока, но еще и поднимает «Штормовые тени» на достаточную для старта высоту.
В наземном варианте все это придется проделывать самой ракете за счет запасов топлива в маршевом двигателе. Стало быть, резко снизится дальность полета. Не исключено – до параметров, близких к тем, что имеют американские РСЗО HIMARS, давно стоящие на вооружении ВСУ. Для чего тогда Киев с Лондоном городили ракетный «огород»?
Поэтому лозунг дня для наших пилотов, летающих на Су-57, сегодня звучит так: «Выбивать украинские Су-24! Ну, и Су-27 заодно!».
Почти как в знаменитом фильме «Горячий снег». Помните Георгия Жженова в роли командующего армией генерал-лейтенанта Петра Бессонова под Сталинградом? И его слова: «Главное – выбить у них танки!». В нашем случае – фронтовые бомбардировщики Су-24.