В день трамвая Главархив рассказал о работе московских трамвайных линий

<p style="text-align: justify;">Художественный образ трамвая русские художники часто выбирали для того, чтобы показать финал жизни своих героев, которые живут в кризисные времена мировой истории. Николай Гумилев написал знаменитое стихотворение «Заблудившийся трамвай», Юрий Живаго умер в трамвае от сердечного приступа, актриса Ольга Воскресенская из фильма Никиты Михалкова уносилась прочь от преследователей, бросая финальную фразу, ставшую афоризмом: «Вы звери, господа». </p> <p style="text-align: justify;">В фондах Главархива сохранились рассекреченные документы о работе трамвайных линий в Москве в 1930ー1940-х годах, благодаря которым можно узнать, насколько популярным был этот вид общественного транспорта в прошлом веке. </p> <p style="text-align: justify;">Так, в постановлении Московского городского комитета от 11 апреля 1934 года сообщалось, что техническое состояние трамвайных депо было признано крайне неудовлетворительным. Не хватало запчастей и электрических подстанций, большое количество вагонов устарело, поэтому трамваи не могли выйти на линии. Происходили многочисленные сбои в работе общественного транспорта. </p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p style="text-align: justify;">Члены комитета пришли к соглашению о том, что необходимо срочно принять ряд мер для устранения проблемы. Было решено, что начальники всех городских депо должны своевременно проводить ремонтные работы в вагонах, а руководителя Трамвайного треста товарища Самошкина назначили ответственным за поставки расходных запчастей и оборудования. Обо всех случаях получения бракованных запчастей предлагалось сообщать руководству депо для проведения внутреннего расследования с возможностью отказа от услуг недобросовестных поставщиков, которых могли привлечь к уголовной ответственности. </p> <p style="text-align: justify;">Все сотрудники технических цехов, а также обслуживающий персонал на линиях должны были работать по четко установленному графику: с 23:00 вечера, когда состав приходит в депо, и до момента выпуска своего состава на линию утром. </p> <p style="text-align: justify;">С учетом сложности графика смен предлагалось повысить зарплату всем вагоновожатым и техникам. Кроме того, главные инженеры назначались ответственными за проведение регулярных инструктажей по безопасности и должны были контролировать сроки выполнения технических работ. Все вагоновожатые теперь должны были состоять на специальном учете в Районном профессиональном совете и могли быть сняты с должности в результате неисполнения должностных инструкций. Например, теперь запрещалось менять маршруты трамваев без специального разрешения Моссовета. </p> <p style="text-align: justify;">Также было рассмотрено предложение об организации курсов повышения квалификации для работников общественного транспорта, которые должны были быть внедрены до 1 мая 1934 года. Из проекта указа «О награждении Московского трамвая орденом Ленина» за 1947 год, который также представлен в Главархиве, можно узнать, что ситуация с оснащением трамвайных парков специальным оборудованием наладилась. Например, построили 20 новых электрических подстанций мощностью 107 тысяч киловатт, ввели в эксплуатацию 220 километров трамвайных путей, произвели 1800 штук новых вагонов, а количество работающих людей в этой транспортной отрасли достигло 25 тысяч человек. В 1947 году количество пассажиров, которые предпочитали трамвай другим видам транспорта, достигло одного миллиона двухсот тысяч пассажиров в год. </p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p style="text-align: justify;">С решениями Московского городского комитета можно ознакомиться в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.</p> <p style="text-align: justify;"> </p>

В день трамвая Главархив рассказал о работе московских трамвайных линий
© Главное архивное управление города Москвы