"На этих незаметных трудягах наши деды побеждали". На выставке "Моторы войны" сравнили советский и английский фронтовые внедорожники

Накануне 23 февраля корреспондент "РГ" испытал на себе, что это такое - быть разведчиком времен Великой Отечественной.

"На этих незаметных трудягах наши деды побеждали". На выставке "Моторы войны" сравнили советский и английский фронтовые внедорожники
© Российская Газета

"Стоп, назад! - строго останавливает меня эксперт и историк бронетанковой техники Юрий Пашолок. - Надевай шлем, иначе голову разобьешь".

Я с непокрытой головой отважно пытаюсь втиснуться в узкую дверцу разведывательной бронемашины БА-64Б. Процесс идет с переменным успехом, и вообще, задача не для упитанных. Со вздохом облегчения возвращаюсь (ура, передышка!), получаю из рук Юрия танковый шлемофон. Гениально простое изобретение, которое носят советские танкисты с 1936 года и до наших дней.

Надеваю, и снова - в бой. В броневик.

Замри, умри, воскресни

Мой БА-64Б - реальная боевая машина 1943 года выпуска. Погиб в бою с фашистами, найден в виде кучи ржавого металла в болоте под Ленинградом. Реставраторы во главе с коллекционером Игорем Шишкиным вернули машину к жизни, 1,5 года доводя его до ходового состояния. Сейчас это один из раритетов столичной экспозиции "Моторы войны", в полной боевой готовности. Надо лишь поставить пулемет в башню - и можно в бой.

Чем собственно примечательна эта бронемашина? А хотя бы тем, что о ней народ почти ничего не знает. Положа руку на сердце, без "окей, гугл!" назовите по памяти хоть пару броневиков времен Великой Отечественной войны. Нет, танки-то многие назовут, они на слуху. Вы бронемашины вспомните.

Что и обидно, ведь на этих незаметных бойцах и трудягах той войны наши деды воевали: побеждали, умирали.

Существует легенда, что наши якобы создавали БА-64, изучив и скопировав трофейную бронемашину вермахта Sd.Kfz.223. Не пытайтесь выговорить название, язык сломаете. Аббревиатура Sd.Kfz. (Sonderkraftfahrzeug) на русском звучит примерно как "зондер крафтфарцойг". Переводится как "автомобиль специального назначения". В Кубинку доставили пару этих Sd.Kfz. разных версий.

"Но мы скопировали лишь несколько позиций, - продолжает историк Пашолок. - А именно: боковые люки, башню и боковые двери". Остальное все свое, отечественное, бронеавтомобиль создан на шасси советского внедорожника ГАЗ-64.

Ну, это лично для меня многое объясняет: дверь-то вражеская, немецко-фашистская. Вот меня, антифашиста, и не пускает!

Впрочем, нет таких преград, которые не по силам "РГ". Втягиваю живот, и я в танке. Пардон, в бронемашине.

Фото: Игорь Елков/ РГ

Ну что сказать? На месте механика-водителя разместился в целом сносно. Не слишком удобно, но рулить можно. Приборная панель, мягко говоря, не изобилует приборами, в наличии: спидометр, термометр, контрольная лампа работы генератора, тумблеры управления карбюратором и стартером. Впрочем, машине 80 лет, по меркам своей эпохи - достаточно.

Обзор посредственный: небольшой смотровой люк, прорезанный в переднем наклонном бронелисте. Впрочем, бронетехники 1940-х с хорошим обзором просто не существовало. Как иронизируют реконструкторы, у бегемота плохое зрение, но это не его проблемы.

Жесткая спинка водительского сидения легко снимается - так я перемещаюсь на место стрелка-командира. И опять сказать, что тесно, - ничего не сказать. В крохотную башенку втиснули 7,62-мм пулемет ДТ, а на каждой второй бронемашине была еще и радиостанция. Все оставшееся пространство забивалось под завязку коробами и дисками с патронами к пулемету. В бою из горящей машины выбраться почти нереально. Если у стрелка-командира был шанс выскочить через верхний люк башни, то механик-водитель сгорал заживо…

Была еще опытная модификация с размещением в корпусе четырех десантников или разведчиков. Но у меня уже не хватает фантазии, как в такое пространство втиснули шесть человек.

С другой стороны, а чего жаловаться на тесноту? Советские конструкторы были не глупее нас. Бронемашина имела цельносварной бронекорпус в форме шестигранника, на котором ни одного вертикального листа брони. И именно большие углы наклона бронелистов повышали пулестойкость. Но "крали" полезный объем.

Среди недостатков конструкции: плохая вентиляция (внутри бронекорпуса летом было пекло, до 60 градусов!). Неосторожным поворотом руля можно было опрокинуть бронемашину на бок. Узлы и агрегаты быстро ломались, не выдерживая заявленного ресурса в 10 тысяч километров. Все так, но болячки БА-64 исправили в следующей модификации - БА-64Б, она пошла в войска с 1943 года. Увеличили колею, повысили надежность, решили проблему охлаждения.

А так ли нужна была такая бронемашина на фронте? Ответ - в самой честной книге о той войне: "Ванька-ротный", автор - офицер-фронтовик Александр Шумилин. Вот один лишь эпизод в декабре 1941-го, у калининской (ныне - тверской) деревни Губино. Перед входом в деревню высылают разведку: надо понять, есть ли в деревне немцы.

Это ведь только в кино разведчики легко и быстро ползут, зорко высматривая врага. А если сугробы по пояс?

Цитата из книги: "Впереди идут два разведчика из полка, в двадцати метрах сзади двигаемся мы. Мы идем по глубокому снегу среди высоких заснеженных елей. Впереди открытое место. Я, как в полусне, стоял и не мог оторвать глаз от домов. В этот момент оттуда прозвучали два винтовочных выстрела. До домов было метров сто, не больше. Я увидел, как оба разведчика стали припадать и валиться к земле. Еще два выстрела… Тела разведчиков дернулись и безжизненно опустились в снег".

Фото: Игорь Елков/ РГ

Да, в кино не так, как в реальной жизни. Знаете, какие потери несла разведка? На начало войны данных не нашел, но вот кровавая статистика на 1943 год: погибли 26 тысяч разведчиков! В 1944-м - 29,9 тысячи, при этом 64 тысячи получили ранения.

А теперь сравните: лобовая бронеплита под 40 градусов толщиной 14,5 мм надежно останавливала 7,92-мм пулю, выпущенную хоть из немецкого карабина "Маузер", хоть из пулемета MG. И при всех недостатках на БА-64 можно было быстро и результативно провести разведку боем.

Мы не знаем и никогда не узнаем, сколько жизней спасла та броня и сколько сведений, необходимых командованию, принесли эти машины. Но то, что они сохранили тысячи жизней, - аксиома.

В целом бронеавтомобиль БА-64 выглядел неплохо. Полный привод, по асфальту 80 км/ч, по проселку - до 22 км/ч. Расход топлива на 100 км по шоссе 18-20 литров, по грязи и бездорожью - 35 литров. Формально запас хода был от 540 км (БА-64) до 560 км (БА-64Б). Но это на бумаге, во фронтовых условиях горючего на такие расстояния, конечно, не хватало. Но даже в самых тяжелых условиях машина на одной заправке проходила 250 км - вполне достаточно для суточных боевых действий.

На твердом грунте на первой передаче взбиралась по склону в 34 градуса, что хорошо для 2,4-тонной машины с 50-сильным движком.

"БА-64 появился в нужное время и в нужном месте, - резюмирует Юрий Пашолок. - Это самый массовый советский фронтовой бронеавтомобиль".

До 1945 года их произвели 8,2 тысячи и еще одну тысячу после войны. Учитывая, что к маю 1945 года в армии таких оставалось 3,3 тысячи, то несложно подсчитать потери - почти пять тысяч. То есть погибли 6 из 10 машин.

БА-64 участвовали в Параде Победы, и это заслуженно.

Фото: Игорь Елков/ РГ

Дикая собака "Динго"

Перемещаемся в другую часть огромной экспозиции "Моторов войны". Теперь осваиваем британский прямой аналог нашего бронеавтомобиля - Daimler Scout Car Dingo Mk.III.

Первое впечатление: машина ладная, красивая. Есть даже зеркала заднего вида.

Машина примерно того же поколения, разработка началась в 1938 году. Только "Динго" тяжелее - 3 тонны. Естественно, полный привод, 55-сильный двигатель. По шоссе до 90 км/ч, запас хода - 320 км (тоже по шоссе, конечно).

Вооружение - 7,7-мм пулемет Bren. Экипаж два человека, как и у нас.

Dingo многие эксперты считают одним из лучших легких разведывательных бронеавтомобилей периода Второй мировой войны. Определенно, что это самый массовый броневик армии Великобритании, их произвели 6,6 тысячи. По ленд-лизу, кстати, нам не поставляли. Этот "Динго" приехал в Россию мирным путем, ее купил на европейском аукционе главный организатор "Моторов войны" Вячеслав Лен.

Но первые "Динго" на нашей земле появились уже в начале войны. Увы, на стороне вермахта.

Дело в том, что большую часть британских бронемашин немцы просто захватили. Хочется написать "в бою", но это будет прегрешением против истины. В мае-июне 1940-го года британцы эвакуировали свою армию из Дюнкерка, бросая оружие и технику. Удирали от наступавших немцев.

В современной историографии можно встретить утверждение, что "в Дюнкерке часть британской бронетехники уже без топлива и боеприпасов была оставлена противнику в виду невозможности ее эвакуации морем". Это вранье. Британцы оставили Гитлеру не часть, а все тяжелое оружие, технику, включая 65 тысяч автомашин: грузовиков и броневиков.

Фото: Игорь Елков/ РГ

Кстати, насчет топлива и боеприпасов: на побережье немцы обнаружили 147 тысяч тонн горючего и 377 тысяч тонн снаряжения.

К слову, Bren - пулемет хоть и британский, но создан на базе чешского пулемета ZB-26. BREN - это аббревиатура из BRno и ENfield, выпускался не только в английском Энфилде, но и в чешском Брно. Который был захвачен Германией.

Что интересно, оставив почти все пулеметы у Дюнкерка, британцы своими силами не смогли восполнить утраты, потому производство Bren перенесли в Канаду. А вот у Третьего рейха никаких проблем не было - пулеметы из Дюнкерка они приняли на вооружение под шифром 7,7-мм Leichte MG 138 (е).

С ними и вторглись к нам в 1941-м.

Что ж, пытаюсь проникнуть в "Динго"… Господи, это я еще жаловался на крохотную дверь нашего бронеавтомобиля! Так на "Динго" дверцы на треть меньше!

Одно объяснение: богатырей в экипажи этих машин не набирали. Они бы просто не пролезли в дверь. Впрочем, никто не мешал запрыгивать в "Динго" через открытую крышу.

Правда, лично у меня вопрос: открытая кабина - это ведь как огромная "баскетбольная корзина" для вражеских гранат, разве нет? Немецкие "колотушки" даже средний солдат легко и точно бросал на 35-40 метров.

На ранних БА-64 имелась защита от гранат: откидные решетки. На "Динго" до них не додумались. Впрочем, объяснение есть - 30-мм противопульная броня и скорость считали лучшей защитой для экипажа. А решетки заняли бы место, которого просто не было. Достаточно сказать, что водитель "Динго" вынужден сидеть немного боком.

Выбирая между "Динго" и БА-64Б, я бы пошел в разведку на отечественной машине. Вот только бы зеркала заднего вида с британки бы утащил.

Фото: Игорь Елков/ РГ

С ветерком

Согласен с экспертами: ни одна из этих бронемашин не отличалась удобством и комфортом. Да как и гитлеровская Sd.Kfz.223. Во всех тесно, неудобно, травмоопасно - неслучайно же нашим выдавали танковые шлемофоны. Которых, кстати, у немцев не было в принципе, у них даже танкисты воевали в пилотках. Если, конечно, не удавалось заполучить трофейный шлем советского производства.

И тут выигрышно смотрится американский бронеразведчик Scout Car M3A1. Броня слабоватая, но зато мощный 110-сильный движок и три пулемета, включая тяжелый 12,7-мм "Браунинг". И "Скаут" более просторный. По ленд-лизу мы таких получили 3340. Американские "Скауты" в Красной Армии любили, его предпочитал всем остальным внедорожникам легендарный генерал-танкист Павел Ротмистров, будущий маршал. Но… Американский броневик весит 5,6 тонны. То есть он вдвое тяжелее и нашего БА-64, и британского "Динго", сравнивать их просто некорректно. Но посмотреть на "Скаут" стоит, в экспозиции "Моторов" в Москве на Рогожском Валу один такой есть.

…А завершили тесты разведчиков мы с огоньком, весело и динамично. "Броню" организаторы выставки решили поберечь, да и где кататься? Мы ведь в Москве. Летом будут традиционные ралли в подмосковной Черноголовке, вот там простор, лес и поле - "стариков-броневиков" погоняют на всю катушку.

Мы же проехались на внедорожнике ГАЗ-64 и немецком мотоцикле BMW R75 в версии "Сахара". Катали всех желающих, отдавая приоритет детям. Должны ребята и девчата знать технику как своих героических прадедов, так и вражеские машины.

ГАЗ-64 1941 года выпуска завелся легко и быстро, а затем лихо наматывал круги перед строем машин, включая заслуженный БА-64, для которого он и послужил базой. А BMW работал и как трофей Красной Армии (наши такие очень ценили и берегли), и как прообраз советского М-72, это отечественная копия BMW. Знаковый мотоцикл для нескольких поколений советских людей. Жаль, что таких больше не делают.

Кстати

Фашисты делали из трофейных советских БА-64 "кабриолеты": срезали крышу.Летом 1944 года 15 БА-64 поставили на железнодорожный ход. Их использовали в качестве бронедрезин, а также для разведки.В частях часто меняли 7,62-мм пулемет ДТ на 14,5-мм противотанковое ружье.БА-64 хорошо подходил для уличных боев: если стрельба по самолетам из его пулемета оставляла желать лучшего, то зенитная стрельба по верхним этажам зданий была эффективной. БА-64 и БА-64Б участвовали во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских и немецких городов.После войны БА-64Б отправили в Югославию, Северную Корею и Китай. Участвовали в корейской войне 1950-1953 гг.БА-64 снимался во многих фильмах, включая знаковый "Живые и мертвые"