Оружие переднего края: АГС – "карманная артиллерия" пехоты
Этот вид вооружения отличается несколькими достоинствами, позволяющими ему занимать в вооруженных силах любого государства особую нишу. Это – почти «артиллерийский калибр», высокая кучность попаданий, достаточно большая дальность стрельбы и высокая скорострельность, достойная хорошего тяжелого пулемета.
Автоматический гранатомет способен придать небольшому по численности мотострелковому подразделению огневую мощь, позволяющую сдерживать превосходящего по силам противника. Даже короткая очередь из АГС почти наверняка останавливает не только живую силу, но и легкобронированную технику, а мобильность расчета позволяет оперативно менять огневую позицию, не подставляясь под ответный огонь.
В качестве прародителя существующих сегодня АГС специалисты называют автоматический гранатомет Я. Г. Таубина или АГ-2, разработка которого пришлась на 1935-1938 годы. 40,6-миллиметровый гранатомет использовал боеприпасы, созданные на базе ружейной гранаты системы Дьяконова. Однако техническая недоработанность в сочетании со сложностью производственного процесса, связанного с использованием большого количества фрезерованных деталей и очень специальных сортов стали, закрыли автоматическому гранатомету Таубина путь в арсеналы армии страны Советов.
Но идея создания подобного оружия осталась, а после применения США в войне против Вьетнама АГС Mk.19 (mod.1 и mod.2) в авральном порядке была реализована. Так в 1971 году на вооружении Советской армии появился АГС-17 «Пламя» (6Г10).
Разработчиком ОКР с одноименным названием выступило АО «Научно-производственное объединение «Базальт», правда тогда оно именовалось ГСКБ-47. Они же разработали и «выстрел осколочный гранатометный» или ВОГ-17.
Ключевой задачей АГС-17 «Пламя» обозначено уничтожение небронированных огневых средств и живой силы противника как на открытых пространствах, так и в укрытиях. Примечательно, что для расширения боевых возможностей автоматического гранатомета разработчиком создано несколько версий, которые могут устанавливаться на бронекатерах, а также в пушечных контейнерах самолетов и вертолетов. Кроме того, разработана версия для дистанционно управляемой установки.
АГС-17 может вести стрельбу как по настильной, так и по навесной траектории, причем последняя обеспечивает более эффективное поражение живой силы, находящейся в укрытиях (окопах). Высокая точность ведения огня обусловлена возможностью применения механического или оптического прицела ПАГ-17. В качестве ключевых технических и эксплуатационных характеристик производитель позиционирует:
масса (со станком и прицелом), кг – 31,0;
скорострельность, выстрел/минута:
– очередями – 350-400;
– одиночными – 50-100.
дальность стрельбы (прицельная), м – 1700;
расчет, человек – 2.
На всем протяжении эксплуатации АГС-17 «Пламя» процесс по модернизации самого выстрела и особенно осколочной боевой части гранаты практически не останавливался, благодаря чему удалось довести радиус сплошного поражения до 7 метров. А в линейке выстрелов к автоматическому гранатомету появились несколько новых выстрелов: более мощный ВОГ-30, ВОГ-30Д с увеличенной дальностью стрельбы и разработанный в 1999 году новый осколочный ГПД-30. Для предотвращения случайного подрыва на неразорвавшейся гранате, все боеприпасы оснащены самоликвидатором с 14-секундным замедлением.
В 1995 году на вооружение ВС России был принят автоматический гранатомет на станке АГС-30, ставший адекватной заменой морально и технически устаревающему «Пламени». Он отличался уменьшенными массогабаритными характеристиками, что позволило решить сразу несколько насущных задач: увеличить боекомплект, обеспечить высокую мобильность и боевую эффективность расчета в реальных боевых условиях. Высокий уровень унификации с АГС-17 сохранил возможность использования боеприпасов ВОГ-17, вместе со специально разработанными выстрелами ВОГ-30, вошедшими в боекомплект нового гранатомета.
Кстати, в состав нового боеприпаса включили набор полуготовых осколков с острыми краями, полученные при помощи метода «деформации в холодном состоянии» и способные увеличить размеры осколочного поля не менее, чем в полтора раза – до порядка 100 м2. А в случае использования ГПД-30 – 130 м2. Существенно выросли кучность и дальность стрельбы, причем последняя достигла 2200 метров. Но на этом модернизационные процессы не остановились и в 2008 году на «передний край» пришел новый автоматический станковый гранатомет АГС-40 «Балкан» (6Г27).
Несмотря на то, что АГС-40 стал несколько «тяжелее» (32 кг), его технические и эксплуатационные характеристики в сравнении с принятым в 2006 году на вооружение армии США сорокакилограммовым Mark 47 Striker выглядят более чем предпочтительнее. Скорострельность «Балкана» при дальности стрельбы в 2500 метров составляет 400 выстрелов в минуту, тогда как аналогичные показатели американца выглядят так – 2200 и 250-300 соответственно.
В качестве основного боеприпаса используется сорокамиллиметровая осколочная безгильзовая граната с двухкамерным баллистическим двигателем – 7П39. Главным минусом этого АГС можно считать отсутствие в арсенале боеприпаса с дистанционным подрывом.
Американский гранатомет Mark 47 для сравнения нами выбран не случайно. Логика повествования требует рассказать о гранатометах, используемых сегодня «самой сильной армией Европы» в противостоянии с ВС России – и вот тут становится интересно, хотя и ожидаемо. Обновление арсеналов Пентагона требует избавления от морально и технически устаревших образцов, а перманентно стоящая с протянутой рукой Украина – самый перспективный приобретатель военного хлама по завышенным ценам.
Подтверждением этой теории может служить информация портала Ukrainian Military Pages, радостно сообщившего щирым грамадянам о поставках Соединенными Штатами Америки нескольких сотен автоматических станковых гранатометов Mark 19 третьей модификации. И несмотря на то, что Mk.19 mod.3 – самая последняя модификация этого оружия, ее разработка датируется аж 1976 годом.
Под стать дате производства и показатели ключевых ТТХ: при вполне себе достойной скорострельности в четыреста выстрелов в минуту прицельная дальность стрельбы составляет всего полторы тысячи метров. В арсенал девятнадцатого Марка включены многоцелевые осколочно-бронебойные и осколочные гранаты, обеспечивающие поражение брони толщиной менее 50 миллиметров и живой силы противника в радиусе до пяти метров.
Что же касается продукции «самого передового» на планете Укроборонпрома, то неоднократно заявлялось о создании КБА-117 и КБА-119, являвшихся якобы украинскими копиями знаменитого АГС-17 «Пламя». Однако визгливая восторженность, сопровождающая получение каждой партии древних натовских «стрелялок», наводит на мысль о крайне мизерных партиях этих самых копий, если они вообще существуют. Однако один серийный вариант автоматического гранатомета, да еще и в соответствии со стандартами так любимого потомками древних шумеров НАТО, Украине создать удалось.
Речь идет о принятом на вооружение укровермахта в 2017 году (после семи лет разработки в недрах КБ «Точные Механизмы») автоматическом станковом гранатомете с ленточным питанием УАГ-40, главным отличием которого следует считать натовский калибр гранаты – сорок миллиметров. Кроме того, нельзя не отметить достаточно хорошую кучность при стрельбе очередями, обусловленную снижением импульса отдачи, и удобство перемещения гранатомета при смене огневой позиции.
Сравнение с российским АГС-40 «Балкан», позиционируемого в качестве основного конкурента самостийной разработки, показывает примерное соответствие ключевых характеристик: скорострельность – 400 выстрелов в минуту, дальность стрельбы – 2200 метров, масса – 31 килограмм. Тем не менее, широкого распространения среди захисников евроатлантических ценностей УАГ-40 так и не получил. По крайней мере, информация о масштабном серийном производстве, равно как и сведения о массовом его применении в подразделениях ВСУ отсутствуют, что выглядит несколько странным, поскольку этот гранатомет – чуть ли единственный качественный образец из того, что удалось создать Укроборонпрому.