Войти в почту

Оружие переднего края: "Вампиры" против "Панцерфаустов"

Экспертное сообщество коллективного пока еще Запада, которое хлебом не корми, а дай спрогнозировать скорое наступление той или иной стороны российско-украинского конфликта, в очередной раз наводнило СМИ своими пророчествами. Суть последних заключается в наличии у Вооруженных Сил Российской Федерации двух главных составляющих для организации массированной наступательной операции на Донбассе – желания и возможностей.

Оружие переднего края: "Вампиры" против "Панцерфаустов"
© Свободная пресса

Что же касается давно обещанных «наступов самой сильной армии Европы» на Сватово-Кременном и Бердянско-Мелитопольском направлениях, то о них предпочитают говорить все реже и все тише, поскольку без танков и самолетов это станет очередным актом суицида захисников незалежности. А поскольку танки хоть и обещаны, но период их ожидания вряд ли можно охарактеризовать термином «скоро», а говоря о передаче самолетов, уместнее вообще употребить словосочетание «вилами по воде», то на ближайшие месяцы западными специалистами укровермахту отведена роль обороняющегося статиста.

Исходя из чего предлагаем поговорить об оружии переднего края и с учетом мейнстримности танковой темы, первыми, на наш взгляд, следует обсудить реактивные противотанковые гранатометы (РПГ). В настоящее время модельный ряд этой категории оружия достаточно широк, а потому акцентируем внимание на наиболее интересных образцах.

«Вампир»

VS

«Леопарда»

«Вампир» – под таким мистическим названием в 1989 году на вооружение Советской армии был принят реактивный противотанковый гранатомет калибра 105 миллиметров – 6Г20 или РПГ-29, запущенный в серию АО «Научно-производственное объединение «Базальт». Первая зарубежная демонстрация «Вампира» состоялась спустя четыре года на полях Международной выставки вооружений и военной техники в Абу-Даби –IDEX-93.

Почему мы отдали предпочтение именно этой модели гранатомета. Этому существует несколько причин:

- в его создании были использованы наиболее удачные конструктивные решения, реализованные в других образцах (например, РПГ-7, РПГ-16);

- в перечне доступных целей «Вампира» присутствуют танки самых современных образцов, включая и машины, оснащенные мощной, устойчивой к стандартным кумулятивным боеприпасам броней и динамической защитой;

- возможность использования термобарической гранаты ТБГ-29В, обладающей высокой эффективностью при уничтожении живой силы противника, находящейся в укрытиях;

- оснащение РПГ прибором ночного видения 1ПН110 для ведения огня в темное время суток и оптическим прицелом – для высокоточной стрельбы днем.

От РПГ-7 «Вампир» получил тандемную боевую часть гранаты ПГ-7ВР, представленную двумя, расположенными друг за другом кумулятивными БЧ. Стоящая впереди меньшая по размерам обеспечивает поражение блока динамической защиты танка, после чего вторая, более мощная, сокрушает броневую защиту корпуса.

От РПГ-16 новый гранатомет унаследовал разъемный калиберный гладкий ствол, что весьма удобно при транспортировке, и ударно-спусковой механизм, оснащенный электронным воспламенителем двигателя гранаты ПГ-29В. При этом следует отметить, что данная граната исключительно реактивного типа, а ее эффективная дальность стрельбы превышает аналогичный показатель ПГ-7ВР (РПГ-7) более чем в два раза.

Из наиболее интересных технических и эксплуатационных характеристик РПГ-29 «Вампир» можно отметить следующие:

масса снаряженного гранатомета (с прицелом/без прицела), кг – 12,1/11,5;

длина гранатомета (в походном/в боевом положении), мм – 1000/1850;

масса гранаты, кг – 4,5;

прицельная дальность, км – 0,5;

боевая скорострельность (расчетом из 2 человек), выстрелов в минуту – 4;

бронепробиваемость, мм – 650.

Такая вот в России «Клюква»

Мировое танкостроение, равно как и другие направления развития вооружения, перманентно совершенствуются, включая и оптимизацию его защищенности. Это, и создание принципиально новой брони комбинированного типа, и применение встроенной и динамической защиты. Очевидно, что ключевой задачей этих разработок было наделение ОБТ способностью эффективно противостоять современным противотанковым боеприпасам, бронепробиваемость которых также неуклонно растет.

В начале XXI века в недрах все того же АО «Научно-производственное объединение «Базальт» разработали тяжелый противотанковый гранатомет РПГ-28 «Клюква», который иногда еще называют «противотанковой гранатой».

Конечной целью реализации этого проекта стала разработка в интересах ВС России одноразового ручного гранатомета, отличающегося способностью к максимально возможному пробитию бронезащиты всех стоящих на вооружении и перспективных основных боевых танков.

Не менее важным считалось и наличие возможности эффективного поражения живой силы противника, даже если она находится в зданиях или защитных сооружениях, что должно было обеспечить существенный рост боевого потенциала СВ ВС России. При этом не последнее значение имело сохранение оптимальных массогабаритных характеристик.

В качестве одного из решений, способствовавших увеличению пробивной способности «Клюквы», разработчик позиционировал увеличение калибра БЧ гранаты до 125 миллиметров. Механизм преодоления динамической защиты сходен с тем, как это происходит у гранаты, выпущенной из РПГ-27 «Таволга». Однако, некоторые технические и эксплуатационные характеристики РПГ-28 «Клюква» нагляднее демонстрируют его боевой потенциал:

дальность прицельной стрельбы, м – 300;

толщина пробиваемой динамическо-гомогенной брони, мм – 900;

время приведения в боевое состояние, с – 10.

Логично, что увеличение калибра привело к росту массогабаритных характеристик (длина 1,2 метра, масса 12 килограммов), что, в свою очередь, снизило уровень маневренности гранатометчика, вооруженного «Клюквой», например, в сравнении с РПГ-26 «Аглень». Важнее другое, ее с запасом компенсировали новые возможности поражения танков, оснащенных современной динамической защитой.

Подарунки от НАТО

А теперь о том, что используется почитателями Бандеры – естественно, не останавливаясь на наследии «клятого совка».

Поговорим об образцах, предоставленных в распоряжение «самой сильной армии Европы» Североатлантическим альянсом. Например, о ручном реактивном противотанковом гранатомете Bullspike-AT, произведенном компанией VMZ EAD (Болгария).

Как и следовало ожидать Bullspike-AT – ни что иное, как реинкарнация советского РПГ-22 «Нетто». Справедливости ради отметим, что болгары разработали для него термобарический выстрел ТВ-22М и модернизировали пусковой механизм, получивший возможность «обратного» перевода – из боевого положения в транспортное.

Максимальная дальность его прицельной стрельбы не превышает 350 метров, а бронепробиваемость – 400 миллиметров, что, как минимум, не впечатляет.

Что же касается, «чисто натовских» РПГ, то здесь в качестве безусловного лидера поставок (не менее 3000 единиц и 900 пусковых установок) выступает Panzerfaust 3, разработанный компанией Dynamit Nobel AG (ФРГ) в далеком уже 1978 году. Что, учитывая средний возраст предоставляемой Североатлантическим альянсом помощи, совсем не удивительно.

При этом Panzerfaust 3 – типичный, не слишком технически и конструктивно сложный реактивный противотанковый гранатомет, обладающий набором объективных преимуществ и не менее объективных недостатков, обусловленных следующими тактико-техническими характеристиками (верны для противотанковой версии с кумулятивной БЧ):

калибр, мм:

– боевая головка – 110;

– пусковая установка – 60.

масса, кг:

– боевая головка – 3,9;

– РПГ в боеготовым положении – 15,2.

эффективная дальность (максимальная), м:

– для движущейся цели – 300;

– для стационарной цели – 400.

скорость полета гранаты, м/с:

– начальная – 160;

– максимальная – 243.

минимальная дальность, м – 20;

пробиваемость, мм:

– для гомогенной катаной брони – 700;

– для бетона – 1600.

Применительно к украинскому театру военных действий нелишним будет озвучить несколько особо неприятных для укровермахта нюансов. Во-первых, применение РПГ Panzerfaust 3 на расстояниях менее трехсот метров представляет серьезную опасность для гранатометчика.

Демонстрируемый им уровень пробиваемости не гарантирует стопроцентное поражение современного танка в лобовой проекции, а стрельба по другим участкам, как правило, или невозможна, или небезопасна. А второе – это фактор, касающийся практически любого натовского вооружения, поставленного на «территорию 404». Без полного курса обучения, обеспечивающего грамотную и технически корректную эксплуатацию, боевая эффективность этого РПГ минимальна.