Есть у меня в запасе гильза от снаряда…
В Москве, как сообщили СМИ 31 января, на станции метро «Новоясеневская» задержали 37-летнего военнослужащего. Он пытался пронести с собой в сумке три армейских штык-ножа, которые обнаружили во время сканирования багажа на рентген-аппарате. Полицейским мужчина объяснил, что нашел оружие в зоне СВО и оставил себе в качестве трофея. Однако это не сработало — «трофеи» изъяли, а их владельца задержали. Между тем этот случай — далеко не единственный за последнее время. «Парламентская газета» объясняет, что можно вывозить из зоны СВО «на память», а что — нельзя ни в коем случае.
Подскажет закон
О том, что инцидент на «Новоясеневской» не единичный, говорит, например, недавняя история из Екатеринбурга. По сообщениям местных СМИ, еще 2 августа прошлого года там на железнодорожном вокзале задержали мужчину, который пытался провезти с собой четыре противопехотные гранаты в термосе и несколько боевых ножей. До того как вернуться в Россию, мужчина также участвовал в спецоперации под Харьковом и также объяснил свой поступок желанием «набрать сувениров». Что характерно, ему это объяснение также не помогло — против него возбудили уголовное дело о контрабанде оружия, за которую полагается до десяти лет тюрьмы.
«На самом деле все довольно просто, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» член Военной коллегии адвокатов кандидат юридических наук Роман Дружинин. — Что можно и что нельзя иметь при себе во время передвижения по территории России, четко прописано в Федеральном законе «Об оружии». Именно им и нужно руководствоваться, задумываясь о вывозе подобных «трофеев».
Тот же штык-нож, например (конкретная его модель в заметке об инциденте на «Новоясеневской» не указана, но примем, что это был 6х9, входящий в состав боевой экипировки «Ратник»), однозначно классифицируется этим законом как холодное оружие: он имеет длину клинка порядка 160 миллиметров при максимально разрешенной в 90 и полноценную гарду. Оборот таких ножей в России строго запрещен — их могут иметь при себе только военные и только непосредственно на службе. Поэтому даже легально оформить подобный трофей «постфактум», явившись с ним в ближайшее отделение полиции, не получится. Лучше всего, советует эксперт, просто сдать его от греха подальше. Ну или хранить дома в сейфе — и то, к слову, если его вдруг обнаружит участковый, владельцу будет полагаться штраф до двух тысяч рублей, согласно части 4 статьи 20.8 КоАП РФ.
То же самое касается боеприпасов. Боевые патроны или тем более снаряды по закону вывозить нельзя ни в коем случае — даже один-единственный «на память». Со стреляными гильзами ситуация попроще — они являются составной частью патрона и в соответствующем законе не упоминаются вовсе, за исключением правил проведения контрольного отстрела нарезного оружия. Так что их иметь при себе можно, но тут уже надо понимать, откуда именно эта гильза приехала. По завершении тренировочных стрельб на армейском полигоне, например, стреляные гильзы подлежат сбору и учету. Их количество должно соответствовать количеству произведенных выстрелов, это иногда проверяется даже для гильз стрелкового оружия. Обращение боеприпасов, их сбор и в дальнейшем утилизацию осуществляет специальная служба ракетно-артиллерийского вооружения части.
В зоне боевых действий строгий учет патронов, понятное дело, вести невозможно. Поэтому там подобрать стреляную гильзу вполне реально. И ответственности за такой «сувенир» не будет, даже если он постоянно лежит в кармане.
Отметим, однако, что все это работает только в отношении непосредственно гильз. Иные части патронов и снарядов — к примеру, капсюли, взрыватели или порох — к владению гражданскими лицами и перевозке без специальных разрешительных документов категорически запрещены.
Опасные снимки
С другой стороны — если человек едет в зону СВО со своим оружием (известно, например, что в составе действующих войск есть снайперы, вооруженные сверхдальнобойными винтовками Лобаева, которые классифицируются как охотничье оружие и свободно продаются гражданским лицам), то и после возвращения он это оружие может свободно переносить и перевозить — но только в разобранном состоянии и при наличии соответствующей лицензии.
Не стоит увлекаться и фотографиями. Сделав снимок не в то время и не в том месте, можно схлопотать уголовку по статье УК 238 «Разглашение государственной тайны» — до четырех лет тюрьмы.
«При этом нельзя заранее сказать, какие именно снимки могут быть сочтены таким разглашением, — пояснил Роман Дружинин. — Это могут быть просто фотографии каких-то населенных пунктов, других военных, армейской техники и так далее. Даже гражданские карты определенных территорий могут быть при стечении обстоятельств приравнены к государственной тайне. А ее разглашением будет считаться даже их показ другу вечером на кухне. Поэтому каждый такой случай, если он привлечет внимание правоохранительных органов, будет рассматриваться индивидуально, и так же индивидуально будет назначаться наказание».