Доходы от реализации российского промышленного программного обеспечения к 2025 году могут вырасти до 190 миллиардов рублей, сообщил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Отечественная экономика в прошлом году ускорила переход на ПО собственного производства и, по мнению экспертов, этот процесс продолжится и дальше.
В декабре 2022 года правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила несколько дорожных карт, две из которых касаются развития ПО: "Новое индустриальное программное обеспечение" и "Новое общесистемное программное обеспечение".
"Дорожные карты - это, с одной стороны, отражение реальных потребностей отраслей экономики в импортозамещающих программных решениях, с другой - прямое руководство к достижению технологической независимости, - отметил Дмитрий Чернышенко. - Очевидны уникальность и масштаб проделанной работы, в которую были вовлечены около 200 компаний - заказчиков и разработчиков ИТ-решений. Именно они предложили более 300 проектов, которые в итоге включены в дорожные карты".
Качественного и удобного ПО без пользователей не бывает, необходима обратная связь от заказчиков (пользователей) о его удобстве, функциональности, рассказал "РГ" исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" Ренат Лашин. По его словам, эта задача достаточно успешно решается на площадках индустриальных центров компетенций (ИЦК) и центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения (ЦКР), которые создавались для консолидации игроков рынка - как разработчиков, так и заказчиков.
"Утвержденные дорожные карты отражают консолидированный спрос заказчиков на отечественные решения и единые требования к различным программным продуктам, - отметил эксперт. - В конце прошлого года сформированные на площадке ИЦК особо значимые проекты уже получили финансирование и реализуются. Проекты, сформированные на площадке ЦКР, вошли в утвержденные дорожные карты НИПО и НОПО без государственного финансирования".
Ассоциация крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования, в которую входят государственные компании и корпорации заявила, что ее члены готовы рассмотреть возможность выступить якорными заказчиками, обеспечив вендоров гарантированным спросом.
"Инициатива Минцифры России по созданию новой системы поддержки российских разработчиков софта, основанной на взаимодействии с якорными заказчиками, не только обеспечит разработчиков гарантированным спросом, но и позволит создавать российские решения, соответствующие бизнес-запросам крупнейших компаний страны", - сказала председатель Ассоциации КП ПОО Рената Абдулина.
Уход в прошлом году около 200 зарубежных компаний и примерно 2 тысяч разрабатываемых ими решений не мог остаться незамеченным отечественной ИТ-индустрией. "Уже в апреле 2022 года на площадке оперативного штаба Минцифры России были подготовлены предложения по развитию классов ПО, критичных для экономики и невоспроизводимых в рамках обычного рыночного механизма, - рассказал Ренат Лашин. - Среди них - средства разработки софта, управления жизненным циклом изделия (PLM), автоматизированного проектирования (CAD), инженерного анализа (CAE) и др. Проведенный в прошлом году анализ зрелости отечественных решений показал, что почти в 80 процентах случаев решения есть и они обеспечивают выполнение требуемых задач".
Утвержденные правительством дорожные карты предполагают разработку всех вышеперечисленных программных продуктов и ряд других: программно-аппаратных комплексов сбора данных и диспетчерского контроля (SCADA), систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), систем планирования ресурсов предприятия (ERP), систем управления базами данных (DBMS) и т.д.
"В течение полугода мы совместно выявляли потребности отраслей экономики, отбирали наиболее актуальные проекты и теперь переходим к этапу их реализации, который продлится до 2025 года, а по отдельным проектам - до 2027 года", - отметил замглавы Минцифры России Максим Паршин.
По дорожной карте "Новое индустриальное программное обеспечение" в 2023 году будет реализовано 26 проектов разработки систем автоматизированного проектирования (CAD), систем управления расчетными данными и процессами расчетных обоснований (SPDM) и систем поддержки принятия решений (DSS). Еще 74 проекта будут завершены в 2024 году. Также к 2024 году запланировано существенное наращивание функционала "тяжелого" промышленного ПО и его внедрения на ведущих российских предприятиях.
По дорожной карте "Новое общесистемное программное обеспечение" в 2023 году будут реализованы 14 проектов с сфере коммуникационных сервисов, мультимедийного, офисного ПО, операционных систем, систем управления базами данных, средств защиты информации и управления ИТ-инфраструктурой.
В конце 2022 года правительство подписало соглашение о сотрудничестве в реализации дорожных карт с несколькими ведущими российскими компаниями и госкорпорациями.
"Дорожные карты обозначают ключевые приоритеты по поддержке спроса на отечественные продукты, что очень важно на текущий момент, - рассказал "РГ" профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров. - Отдельно нужно отметить, что выбранные проекты будут финансироваться на принципах государственно-частного партнерства, но для общества реализация данных дорожных карт по факту является обязательством со стороны компаний и государства по предоставлению высокотехнологичной конкурентной продукции".
Большую часть проектов (на общую сумму более 200 миллиардов рублей) компании реализуют за счет собственных средств. По многим из них будут заключены соглашения с правительством о создании условий для гарантированного спроса на ПО.
"Разработка программных продуктов, работающих на самом нижнем уровне (на уровне "железа"), требует серьезных вложений, измеряющихся миллиардами рублей, - пояснил "РГ" профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Терелянский. - Такие средства есть у крупных компаний и госкорпораций. В каждой крупной компании есть отделы разработчиков ПО, которые в данный момент занимаются либо локализацией зарубежных программ, либо их сопровождением".
Остальные проекты дорожных карт предполагают привлечение кредитных (около 20 миллиардов рублей) и грантовых (более 23 миллиардов рублей) средств. Компании заключают соглашения о грантах с Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) и фондом "Сколково".
Стоит отметить, что фонды уже выделяют средства на разработку и внедрение отечественного ПО. Объем грантовой поддержки на разработку ИТ-решений в 2022 году со стороны РФРИТ составил более 3,6 миллиарда рублей. Фонд поддержал 53 проекта. Общая сумма грантов на особо значимые проекты, главная цель которых - замещение иностранных отраслевых решений, в 2022 году составила 11,6 миллиарда рублей.
По оценкам АРПП "Отечественный софт", в 2022 году спрос на российские программные продукты вырос достаточно резко: в 10 раз и даже более, в зависимости от классов ПО. "Ожидаем, что в последующие годы доля зарубежного ПО будет уверенно сокращаться, - отмечает Ренат Лашин. - В свою очередь, качество, удобство и расширение функциональности российских программных продуктов будет повышаться достаточно быстрыми темпами за счет постоянного роста получаемой обратной связи от заказчиков и пользователей".
В лидерах перехода на отечественные программные решения, как отмечают эксперты, находится сектор финансовых технологий, госсектор, госкомпании, промышленность. Более инертны сфера образования, малый бизнес. Но и здесь уже сложилось четкое понимание необходимости ускоренного перехода на отечественное ПО. В том числе благодаря мерам господдержки, например, для малых и средних предприятий действует 50-процентная скидка на приобретение отечественных решений.
В 2022 году, по данным РФРИТ, малый и средний бизнес приобрели более 600 тысяч лицензий на российское облачное ПО со скидкой в 50 процентов.
"Большая часть этих лицензий касается прикладного пользовательского программного обеспечения, типа коробочных продуктов 1С, - отметил Павел Терелянский. - Главная же задача отечественной промышленности - переход на ПО самого низкого уровня, на то ПО, которое обеспечивает управление технологическими процессами и отдельными станками".
По целому ряду направлений отечественное программное обеспечение уже готово заменить зарубежное. В России есть собственные операционные системы, системы управления базами данных, мессенджеры, антивирусное ПО, системы видеоконференцсвязи, проектирования, решения в области управления предприятием и клиентами, отметил Михаил Комаров.
"На мой взгляд, основная задача состоит в правильной компоновке и перестройке архитектуры корпоративных информационных систем для максимально эффективной работы и пользы компании", - считает он.
При этом, на рынке программных продуктов появились новые тренды, отмечают эксперты. "Во-первых, в прошлом году в период введения санкционных ограничений заказчики по-новому взглянули на российские операционные системы, средства виртуализации, системы хранения данных, резервного копирования, то есть на системное программное обеспечение, - рассказал Ренат Лашин. - Это свидетельствует о рассмотрении ими комплексного подхода - от "лоскутного" замещения зарубежных решений переход к полностью отечественному стеку технологий и в дальнейшем к его активному тиражированию другими участниками рынка, как государственными, так и коммерческими. Подтверждением этому является отмечаемый рост в несколько раз закупок таких решений".
Следующим трендом, по словам эксперта, можно назвать создание и развитие отечественных платформенных решений, в том числе программно-аппаратных.
"На мой взгляд, в 2023 году усилится развитие отечественных ERP-систем, мы также увидим рост промышленного программного обеспечения и повышение предложения по офисным программным продуктам, - считает Михаил Комаров. - Безусловно, сначала фокус будет идти на функциональность решений, а на следующих этапах развития отдельных программных продуктов будет идти конкуренция за пользователя в части эргономики: интерфейсов, взаимодействия с пользователем, технической поддержки".
Если собственного программного обеспечения в России производят довольно много, то с электронными устройствами и компонентной базой все сложнее.
"Практически с начала 90-х годов было остановлено развитие отечественной микроэлектроники как в части разработки компонентов, так и в части создания отечественной технологической базы. Компонентная база, используемая для производства устройств и систем, закупалась у иностранных производителей, - отмечает директор департамента науки СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Александр Семенов. - Для изменения ситуации необходима реализация комплексных государственных программ по развитию электронного машиностроения, отечественных технологий, малотоннажного производства особо чистых материалов, отечественных САПР. В этих направлениях микроэлектроники отставание и зависимость от импортных материалов и технологий максимальна".
Если говорить об электронном оборудовании: компьютерах, телекоммуникационном оборудовании, промышленных контроллерах, счетчиках электроэнергии, кассовой техники, то здесь процесс импортозамещения идет довольно активно.
"Производство отечественного электронного оборудования в 2022 году в России выросло примерно на 10 процентов, - рассказал "РГ" исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. - Сейчас для производства оборудования компании диверсифицировали каналы поставок компонентов и многократно их дублируют. Они выпускают то же самое оборудование на микросхемах западных и китайских вендоров, и, где возможно, используют российские компоненты. Но решать задачи поставок компонентов непросто. Если бы эта проблема была решена, объем производства оборудования вырос бы в 2022 году не на 10 процентов, а кратно".
Между тем, по некоторым позициям доля российской электроники сопоставима с зарубежной. К примеру, по словам главы Минцифры России Максута Шадаева, 45-50 процентов серверов и систем хранения данных в России в 2022 году обеспечили отечественные производители.
Электронные устройства - конечный продукт. Для их производства нужны комплектующие, которых у нас нет в достаточном количестве. Нехватка собственных процессов, к примеру, сдерживает выпуск компьютеров. Как сообщил в декабре Максут Шадаев, в 2022 году в России было выпущено 15 тысяч персональных компьютеров и 8 тысяч серверов на отечественных процессорах. Изделий, по словам министра, могло быть гораздо больше, но иностранные производители, выпускающие российские процессоры "Эльбрус" и "Байкал", отказались исполнять заказы и отгружать уже готовые процессоры.
Проблема в том, что на территории России "Байкал" и "Эльбрус" не производятся. Пока в планах наладить их выпуск к 2028 году.
"Единственный выход в короткой перспективе - это искать выход на зарубежные фабрики и диверсифицировать риски, размещая эти заказы на разных фабриках в разных странах", - считает Иван Покровский.
Что касается компонентов, которые производятся в России, их, по словам эксперта, в прошлом году больше выпускать не стали. Он пояснил, что мощности отечественных производителей были изначально заточены под объемы, необходимые российскому оборонно-промышленному комплексу, и только под них. На гражданском рынке до прошлого года особого спроса на отечественные компоненты не было. Поэтому сейчас российская микроэлектроника сосредоточена на задачах ОПК и это забирает все имеющиеся ресурсы.
"Тиражировать микроэлектронику не так просто. Это вопрос, в первую очередь, технологий, потому что в гражданских применениях другой набор технологических опций, который необходимо освоить, - отмечает эксперт. - Например, мы можем выпускать микроконтроллеры для гражданского применения. Но эти микроконтроллеры должны иметь встроенную флэш-память, технологии производства которой в России пока не освоены".
Обеспечение отечественной промышленности российскими компонентами - это вопрос нескольких лет, отмечает специалист.
Правительство планирует создать к 2030 году в России не менее 100 центров проектирования электронной, микроэлектронной и радиоэлектронной продукции. На эти цели в 2022-2023 годах выделяется один миллиард рублей. Центры займутся разработкой электронной компонентой базы, комплексов и систем вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, а также медицинской техники и автомобильной электроники. Еще одним направлением финансирования станет вывод готовой продукции на приоритетные рынки.