Какой след оставил Виктор Тихомиров в развитии отечественной авиатехники и систем ПВО
110 лет назад родился выдающий конструктор советского авиационного вооружения и средств ПВО Виктор Тихомиров. За свою карьеру в сфере радиолокации он создал несколько уникальных бортовых радаров для боевых самолётов СССР. Кроме того, учёный прославился разработкой самоходного зенитного комплекса «Куб», который считался лучшим в мире средством ПВО среднего радиуса до середины 1970-х годов. В честь Тихомирова был назван находящийся в Жуковском НИИ приборостроения. Это предприятие выпускает современные средства управления авиационным вооружением и разработало новейшую модификацию ЗРК «Бук».
23 декабря 1912 года в Кинешме родился выдающийся конструктор советского авиационного вооружения и средств ПВО Виктор Тихомиров. Будущий учёный со школьной скамьи увлекался радиотехникой, делал успехи в изучении физики и математики. Однако из-за «неудобного» происхождения (по воспоминаниям родственников, отец Тихомирова до революции был священником) и тяжёлой материальной ситуации в семье он отложил поступление в высшее учебное заведение.
После окончания школы №1 юноша переехал в город Красный Донецкой области, где начал трудовую деятельность как простой заводской рабочий. На разных заводах Тихомиров трудился в должности электромонтёра около пяти лет. Так он смог получить статус пролетария и подать документы в вуз.
В 1940 году молодой человек окончил Московский энергетический институт (МЭИ). Но ещё до получения диплома он принял участие в создании первых отечественных радиолокационных станций.
В комментарии RT внучка учёного Елена Тихомирова рассказала, что главной специализацией её деда стала бортовая радиолокация. На тот момент это была совершенно новая и чрезвычайно перспективная сфера научной и конструкторской деятельности.
«Как известно, радиолокация позволяет обнаруживать наземные, воздушные и надводные цели. Применительно к авиации и ПВО она даёт картину воздушной обстановки. В конце 1930-х и в 1940-е годы радиолокация находилась в зачаточном состоянии. Однако благодаря таланту и труду советских специалистов, в том числе моего деда, СССР вышел в лидеры в развитии данной области», — отметила Тихомирова.
По её словам, Виктор Тихомиров входил в команду разработчиков авиационных бортовых радиолокационных станций (БРЛС) «Гнейс-2», которые в годы Великой Отечественной войны ставились на самолёты Пе-2 и Пе-3. Боевое крещение радар получил в Сталинградской битве.
Позднее экипажи Пе-2, оснащённые «Гнейс-2», совершали налёты на немецкие позиции под Минском, Львовом, Брестом и Бреслау. Также эта БРЛС устанавливалась на бомбардировщики Ил-4 и на поставленные по ленд-лизу американские самолёты 56-й Бреславльской дивизии истребителей дальнего действия.
Радар непрерывно совершенствовался. К концу войны результатом его модернизации стала РЛС «Гнейс-5М». В апреле 1945 года она была принята на вооружение ВМФ СССР. Авиационная станция имела выдающиеся для своего времени характеристики: она могла просматривать морскую поверхность в пределах 65° по курсу полёта и 55° в боковом направлении.
«Без бортовой РЛС лётчик может получать информацию о ситуации в воздухе только благодаря своим глазам и информации, которую он получает по радиосвязи. Заслуга моего деда и других советских конструкторов заключалась в том, что они попытались избавить лётчика от полётов, когда он почти ничего не знает о воздушной обстановке», — подчеркнула внучка конструктора.
«Рубидий», «Изумруд», «Ураган»
В конце Великой Отечественной Виктор Тихомиров получил должность научного руководителя Центрального конструкторского бюро №17 (сейчас — концерн радиостроения «Вега»), впоследствии переименованного в НИИ-17.
Под его руководством коллективу предприятия удалось в сжатые сроки изготовить прицельное оборудование «Рубидий» для стратегического бомбардировщика Ту-4.
Затем под руководством Тихомирова была создана двухантенная станция «Изумруд» — РЛС обзора и прицеливания. Она была принята на вооружение в 1952 году и устанавливалась на истребители МиГ-15, МиГ-17, а в 1953 году — на Як-25. Радар неоднократно совершенствовался и послужил технологической основой для разработки РЛС перехвата и прицеливания для других типов боевых машин.
В 1955 году на вооружение ВВС СССР была принята станция «Изумруд-2» в составе первой отечественной системы управляемых ракет класса «воздух — воздух» К-5 на истребителе МиГ-17.
К 42 годам за свои разработки Тихомиров был удостоен трёх Сталинских премий. В 1956 году в СССР был введён институт генеральных конструкторов. Звания генерального конструктора авиатехники Тихомиров был удостоен наряду с такими прославленными учёными, как Павел Сухой, Сергей Ильюшин, Артём Микоян, Семён Лавочкин, Андрей Туполев и Александр Яковлев.
По словам Елены Тихомировой, фамилия её деда по-прежнему мало что говорит простому человеку, хотя без систем вооружений, которые он создавал, советские боевые самолёты не имели бы высоких боевых качеств.
«Относительно малую известность моего деда я объясняю спецификой его работы. Во всём мире на слуху у людей, как правило, создатели самолётов, а не разработчики вооружения для них. Тем не менее проекты Тихомирова были по-настоящему масштабными, имели большое значение для повышения обороноспособности СССР», — подчеркнула внучка учёного.
Вершиной конструкторской мысли Тихомирова в сфере авиационных систем считается создание БРЛС типа «Ураган». В этом изделии учёный впервые в мировой практике совместил обзорные и прицельные антенны. Станция послужила прототипом радаров серии «Сапфир» для истребителей МиГ‑21 и Миг‑23.
В комментарии RT заслуженный военный лётчик РФ генерал-майор в отставке Владимир Попов назвал появление «Урагана» выдающимся достижением Тихомирова.
«Совмещение обзорных и прицельных антенн — невероятно трудная задача, которая была успешно решена и легла в основу других наших БРЛС. После войны Виктор Тихомиров, наверное, был конструктором номер один в области бортовой радиолокации СССР», — сказал Попов.
«Преданность своему делу»
Талант Тихомирова проявился и на поприще противовоздушной обороны. Его всемирно известной разработкой является зенитный ракетный комплекс среднего радиуса «Куб» (экспортная версия — «Квадрат»). По мнению экспертов, это средство ПВО было самым совершенным в своём классе до середины 1970-х годов.
Постановление о создании этого ЗРК правительство СССР и ЦК КПСС приняли в июле 1958 года. Советское руководство рассчитывало оснастить войска средством ПВО, способным в любых условиях обеспечивать высокую вероятность поражения летательных аппаратов со скоростью до 600 м/с.
Диапазон перехвата целей у нового комплекса, как планировали власти, должен был составлять от 100 до 7 тыс. м, дальность — до 20 км. Кроме того, к ЗРК предъявлялись высокие требования по мобильности и скорости реакции на угрозы с воздуха.
Множество сложнейших задач коллективу Тихомирова, возглавлявшего в тот период ОКБ-15, приходилось решать впервые. Макетные образцы ЗРК были изготовлены в 1959 году, но проект забуксовал: специалисты столкнулись с проблемами при создании управляемых ракет и радиолокационного оборудования. Разработка комплекса уже не вписывалась в заданные правительством сроки.
В феврале 1962 года на коллегии Минрадиопрома Тихомиров заявил, что ему потребуется ещё два года для завершения работ по ЗРК. Однако от конструктора потребовали уложиться в один год, с чем он категорически не согласился. В результате власти уволили Тихомирова с должности начальника ОКБ-15.
Тем не менее новые руководители проекта не смогли выполнить задание правительства. Работы по «Кубу», как и предсказывал Тихомиров, заняли два года. Несмотря на срыв дедлайна, главные конструкторы, которые доработали ЗРК, получили государственные премии. А Тихомирова в должности никто не восстановил.
После увольнения из ОКБ-15 при поддержке президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша конструктор перешёл на работу в Институт биофизики. В новой системе Тихомиров занимался научной деятельностью и создал лабораторию для разработки аппаратов гидроакустического зондирования океана и рельефа дна.
«Дед был довольно жёстким, прямолинейным человеком. Я считаю, что он пострадал за свою честность и принципиальность. Военные требовали завышенные характеристики и ставили совершенно нереалистичные сроки по «Кубу», — рассказала Елена Тихомирова.
По её словам, после увольнения и устройства на новую работу Тихомиров всё равно продолжал помогать коллективу ОКБ-15 в разработке радиолокационных изделий. Как утверждает внучка конструктора, её дед «ценил людей, с которыми работал, и они отвечали ему взаимностью».
В беседе с RT историк авиации Николай Бодрихин заявил, что именно Тихомиров является главным создателем «Куба». По его словам, в разработке ЗРК конструктору сильно помог опыт, полученный в сфере БРЛС.
«Куб» был уникальной самоходной системой ПВО, которая могла эффективно прикрывать войска и быстро приводилась в боевое положение. Неслучайно она пошла на экспорт в десятки стран мира», — подчеркнул Бодрихин.
Детище Тихомирова неоднократно модернизировалось, а опыт его применения в немалой степени позволил создать ЗРК «Бук» с аналогичным функционалом. В настоящее время российская армия продолжает эксплуатировать этот комплекс, но в глубоко модернизированных вариантах.
В настоящее время дело Тихомирова продолжает находящийся в Жуковском и носящий его фамилию Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП). Предприятие известно разработкой ЗРК «Бук-М3», систем управления вооружением для истребителей МиГ-31 и Су-27, радиолокационных станций для самолётов Су-30МКИ, Су-35 и Су-57.
«НИИ приборостроения продолжает традиции Тихомирова, создавая ЗРК, высокоэффективные системы целеуказаний и прицеливания и другие вооружения для нашей боевой авиации. Я думаю, что в какой-то мере сотрудников НИИП вдохновляет личность Тихомирова, его решительность и, пожалуй, фанатичная преданность своему делу», — подытожил Бодрихин.