Войти в почту

Истребитель-новатор МиГ-29. Как создавался один из лучших отечественных боевых самолетов

Точка опоры

Истребитель-новатор МиГ-29. Как создавался один из лучших отечественных боевых самолетов
© ТАСС

Работы по созданию перспективного фронтового истребителя МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — "Точка опоры") начались в конце 1960-х годов. Поводом для разработки нового отечественного самолета стала подготовка к испытаниям в США сразу двух всепогодных боевых истребителей четвертого поколения F-15 и F-16. Эти модели, как выяснили советские специалисты, существенно превосходили наши самолеты, принадлежавшие по своим летно-техническим характеристикам и вооружению к третьему поколению.

Проект перспективной советской боевой машины был разделен на две основных темы, которые предусматривали появление сразу двух новых самолетов: тяжелого и легкого. Созданием первого занялись в ОКБ знаменитого авиаконструктора Павла Сухого, к работам над вторым приступили в другом легендарном конструкторском бюро — ОКБ имени Артема Микояна. Согласно директивам из Кремля, новые машины должны были не только не уступать западным аналогам, но превосходить их по всем параметрам.

В результате к концу 1970-х отечественные ВВС получили тяжелый истребитель Су-27 и легкий многоцелевой МиГ-29, основными задачами которых и по сей день являются завоевание превосходства в воздухе и нанесение ракетных ударов по наземным и надводным целям противника.

Первый полет

Первый испытательный полет на опытном МиГ-29 доверили выдающемуся летчику-испытателю Александру Федотову. Будущий шеф-пилот ОКБ имени Артема Микояна родился в Сталинграде (ныне Волгоград) в 1932 году. После окончания десяти классов специальной школы ВВС, Федотов был принят в Армавирское военное авиационное училище летчиков и остался там же в качестве летчика-инструктора. Затем Александр отучился в Школе летчиков-испытателей и Московском авиационном институте. Работу в ОКБ Микояна Федотов начал с испытаний модернизированных вариантов серийно выпускавшихся истребителей МиГ-15 и МиГ-17.

6 октября 1977 года Александр Федотов поднял в небо абсолютно новый самолет — истребитель четвертого поколения МиГ-29.

Позднее все качества МиГа, включая превосходную маневреность, смогли оценить не только советские, но и иностранные пилоты. Одним из первых за штурвалом нового МиГа в начале 1980-х оказался канадский военный пилот БоБ Уэйд, которому разрешили опробовать машину на авиашоу в Абботсфорде (провинция Британская Колумбия, Канада). После полета Уэйд дал интервью канадским журналистам, в котором выразил восхищение управляемостью и мощью советского истребителя.

Самолет-новатор

За оригинальные конструкторские решения МиГ-29 часто называют самолетом-новатором. Многое в нем было применено впервые в истории военного авиастроения. Например, вместо традиционной аэродинамической схемы самолет — фронтовой истребитель получил плавное сопряжение крыла и фюзеляжа. Такая компоновка, повышающая подъемную силу машины, впоследствии станет фирменной для всех отечественных боевых самолетов четвертого поколения.

Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 оснастили двумя двухконтурными турбореактивными двигателями РД-33. Тяга силовой установки, созданной известным конструктором-двигателистом Сергеем Туманским, позволяет самолету набирать высоту почти вертикально. Кроме этого, "двадцать девятый" может взлетать с полной боевой нагрузкой на одном включенном двигателе. Второй запускается уже в воздухе, что позволяет сэкономить время при взлете в режиме боевой тревоги.

Для первого истребителя четвертого поколения было создано и новое вооружение — ракеты Р-73. Боеприпасы с тепловой головкой самонаведения способны поражать в ближнем бою даже интенсивно маневрирующие цели. Р-73 до сих пор считаются лучшими в своем классе. Более поздние модификации МиГ-29 получили возможность применять ракеты "воздух — поверхность": Х-29, Х-31 и др.

Боевая машина получила и новейшее на тот момент электронное оборудование. Впервые в мировой авиации на борту фронтового истребителя была установлена модернизированная система управления вооружением (СУВ), которая включала не только традиционную РЛС, но и оптико-локационную станцию. Кроме этого, для МиГ-29 была разработана и специальная система целеуказания, интегрированная в шлем пилота и позволявшая направлять ракеты на цель одним лишь поворотом головы.

Звезда мировых авиашоу

Благодаря сверхманевренности, разгонным и тормозным характеристикам МиГ-29 является лучшим самолетом для авиашоу. Много лет подряд на "двадцать девятом" свои головокружительные полеты выполняет знаменитая на весь мир российская пилотажная группа "Стрижи". Их первое выступление на МиГах состоялось в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо, а уже через год их пригласили во французский Ле-Бурже.

К слову, черный стриж на эмблеме знаменитой пилотажной группы появился не случайно. Эта птица признана абсолютным рекордсменом среди пернатых по горизонтальной скорости полета (свыше 110 км/ч.)

Продолжение МиГа

В 2007 году в России состоялись первые испытательные полеты корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ. Так появилось новое поколение "двадцать девятых", которое включает также МиГ-29М/М2. Новые модификации по уровню оборудования и вооружения относятся к поколению "4+" и "4++". На борту боевых самолетов установлены самые современные РЛС и оптико-электронные системы, а вооружение, кроме ракет "воздух — воздух", включает практически все виды высокоточного оружия для поражения противника на земле и на море.

Заложенные в МиГ-29 уникальные аэродинамические решения легли в основу МиГ-35 — многофункционального авиационного комплекса с принципиально новыми возможностями. Опыт эксплуатации cамолетов в различном климате и в условиях вооруженных конфликтов позволил создать машину, способную базироваться вблизи районов боевых действий. МиГ-35 обладает пониженной радиолокационной заметностью, увеличенным ресурсом двигателя и открытой архитектурой бортового оборудования (базируется на легких и быстро устанавливаемых модульных компонентах).

При этом первый массовый истребитель четвертого поколения МиГ-29 уходить на покой не собирается. Спустя 45 лет после первого полета он до сих пор находится на вооружении ВВС более 20 стран мира.

Василий Кучушев При подготовке статьи использованы материалы пресс-службы Ростеха