Росгвардия раскрыла историю одной спецоперации войск НКВД
Гитлеровцы находились всего в 150 метрах от места будущей переправы. Захватив здания неподалёку и создав в них опорные пункты, они вели корректировку артиллерийского огня. Ожесточённый бой шёл весь день, пока чекисты под командованием начальника отдела УНКВД старшего лейтенанта госбезопасности Ивана Тимофеевича Петракова не поднялись в контратаку. По исследованиям историков, им даже удалось завладеть двумя пушками, ранее захваченными у отступившей части РККА, и направить их огонь по немецким корректировщикам.
Как вспоминал Иван Тимофеевич Петраков, в будущем генерал-майор: «Позже, в феврале 1943 года, после разгрома сталинградской группировки немцев, мы беседовали с немецким капитаном, который командовал штурмовым батальоном гитлеровцев, захватившим железнодорожный вокзал и рвавшимся к переправе. На вопрос, почему в ночь накануне переправы дивизии Родимцева его батальон не захватил узкую полоску волжского берега, ставшую через несколько часов плацдармом для наших гвардейцев, он ответил, что эта операция была отложена на утро. Закрепившись в зданиях около пивзавода и установив здесь скорострельные пушки, гитлеровский капитан считал задачу по предупреждению высадки советских войск в этом районе решенной. По его заявлению для немцев была совершенно неожиданной атака неизвестно откуда появившейся части Красной Армии. Он так и не поверил, что отборных вояк его штурмового батальона выбила с занятых ими позиций не регулярная часть, а горсточка сталинградских чекистов».
Командир 10-й дивизии войск НКВД полковник А.А. Сараев впоследствии так оценил значение свежих сил, столь важных для обороны Сталинграда: «Большой радостью для нас явилось известие о том, что в ночь на 15 сентября в Сталинград переправилась 13-я гвардейская дивизия А.И. Родимцева и в тот же день вступила в бои».
Высадившиеся части этой дивизии с ходу атаковали противника, выбив его из центра города и с Мамаева Кургана. А военнослужащие войск НКВД вместе со своими боевыми товарищами из органов государственной безопасности, милиции и пожарной охраны сумели сделать почти немыслимое – остановить немцев в 150 метрах от Волги. Не случись этого, сам ход Сталинградской битвы и последовавшие за ней основные события Великой Отечественной войны могли бы пойти по-иному - более беспощадному и затяжному сценарию.