"Бореи" с "Булавой": Как продвинулось за 15 лет создание новой серии ракетных АПЛ
В этот день 15 лет назад из эллинга ПО "Севмаш" в присутствии большого количества важных персон из ВПК, Минобороны, ВМФ России, а также гостей из Москвы, Петербурга, Архангельска, Нижнего Новгорода, под объективами теле- и фотокамер был выведен на публику атомный подводный крейсер, спроектированный в ЦКБ "Рубин" и заложенный на стапеле еще в 1996 году.
Церемония 15 апреля 2007 года была торжественной, но на тот момент во многом символичной: выведенный из теплого эллинга корабль еще десять месяцев достраивался под открытым небом - оставшуюся часть весны, все лето, осень и самые холодные зимние месяцы. На воду "Юрий Долгорукий" был спущен 12 февраля 2008 года, а ходовые испытания начал только в июне 2009-го. Упомянуть об этом сегодня решили с единственной целью: напомнить, как непросто рождался новый и первый в современной России подводный ракетоносец стратегического назначения, что шел на смену РПКСН предыдущего поколения, построенным в СССР.
Об ходовых и государственных испытаниях "Юрия Долгорукого", а также про отработку предназначенного для кораблей этой серии ракетного комплекса Д-30 "Булава" Московского института теплотехники мы в "Российской газете" много и подробно рассказывали.
Повторять известное не станем, но отметим сегодня как факт другое. С момента закладки (1996) головного "Борея" до передачи его в состав Северного флота (2013) сменили друг друга шесть главнокомандующих ВМФ России (Феликс Громов, Владимир Куроедов, Владимир Масорин, Владимир Высоцкий, Виктор Чирков, Владимир Королев, Николай Евменов). Пять раз сменились первые руководители ВПК и Минобороны России.
Закладывали новый корабль, искали под него финансирование и нестандартные конструкторские решения, когда генеральным директором "Севмаша" был Герой России Давид Пашаев, потом в этой должности его сменили Владимир Пастухов, Николай Калистратов, Андрей Дьячков, Михаил Будниченко. Поменялись за те же годы первые лица на ключевых должностях в ЦКБ МТ "Рубин" и в Московском институте теплотехники, а сам МИТ стал теперь во главе большой научно-производственной корпорации.
28 июня 2011 года экипаж крейсера К-535 "Юрий Долгорукий" под командованием капитана I ранга Владимира Ширина успешно выполнил первый пуск ракеты "Булава" - то есть подтвердил то, ради чего корабль и был построен. В том же году, в августе и сентябре, последовали еще два контрольных пуска "Булавы", а 23 декабря 2011-го - залповый пуск двух ракет по полигону Кура.
После того, как на "Юрии Долгоруком" 10 января 2013 года был поднят флаг ВМФ России, а сам корабль вместе с экипажем был зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, информации о нем и его службе в открытых источникам по вполне понятным причинам стало меньше. Если что и появлялось, то очень скупо.
Сообщалось, в частности, что 29 октября 2014 года с борта РПКСН "Юрий Долгорукий", который находился в Баренцевом море, был произведен пуск ракеты "Булава" по полигону Кура на Камчатке. В августе-сентябре 2015-го головной "Борей" провел свою первую боевую службу подо льдами Арктики. В июне 2017-го произвел пуск "Булавы" из акватории Баренцева моря, а 22 мая 2018-го выполнил залповую стрельбу четырьмя ракетами "Булава" по полигону Кура. Как было отмечено, такой пуск стал первым в истории комплекса Д-30 "Булава" и подводных лодок проекта 955 "Борей".
Еще через год, в августе 2019-го, экипаж К-535 "Юрий Долгорукий" на совместном учении с ракетоносцем второго поколения К-114 "Тула" (проект 667БДРМ) выполнил очередной пуск ракеты "Булава" по полигону на Камчатке…
Тем временем за головным "Бореем", уже по проторенной дорожке, строились и проходили испытания два серийных "Борея" - "Александр Невский" и "Владимир Мономах".
Сдав полагающиеся "экзамены" госкомиссии и отработав учебно-курсовые задачи на Севере, они последовательно совершили межфлотский переход к месту постоянного базирования на Камчатке. И теперь несут боевую службу в составе ТОФ, заметно укрепив на этом направлении морскую группировку российских сил стратегического ядерного сдерживания.
А на Северный флот, в ту же базу ВМФ Гаджиево, куда приписан "Юрий Долгорукий", с интервалом в несколько месяцев пришли головной ("Князь Владимир", июнь 2021) и первый серийный ("Князь Олег", январь 2022) ракетоносцы, построенные на "Севмаше" по модернизированному проекту 955 "Борей-А". В декабре 2021-го выведен со стапеля и спущен на воду следующий в этой серии "Генералиссимус Суворов".
Как заявлено, к концу нынешнего года он должен пополнить состав российского ВМФ.
На "Севмаше", что подтверждают в руководстве ОСК и самой верфи, строительство этой серии подводных лодок вошло в ритмичный график, под нее обеспечено необходимое финансирование, созданы технологические заделы и ведется непрерывная модернизация производства. Сейчас на различных этапах строительства находятся корабли проекта "Борей-А", которые в момент официальной закладки на стапеле получили наименования "Император Александр III", "Князь Пожарский", "Дмитрий Донской", "Князь Потемкин".