Удар с глубины. История первого подводного старта советской баллистической ракеты

Залпы на Малой Невке

Удар с глубины. История первого подводного старта советской баллистической ракеты
© ТАСС

Формально первый ракетный залп русской субмарины из-под воды произошел задолго до холодной войны между СССР и США. В начале XIX века петербуржский военный инженер Карл Шильдер предложил морскому ведомству проект первой цельнометаллической подлодки, которая могла нести на борту шесть пороховых ракет. Первое испытание ракетного "потаенного судна", как называли подлодки в царские времена, прошло 24 июля 1838 года на реке Малая Невка. Детище Карла Шильдера успешно подорвало макет вражеского фрегата гарпунной миной, а под конец выстрелило всеми шестью ракетами из подводного положения. При этом впервые в мире залп осуществлялся с использованием электрического запала.

В результате успешных испытаний Шильдер получил средства на доработку и обкатку своего проекта. Первое, что он хотел сделать, — установить на субмарину более мощный двигатель, однако планам помешала Крымская война. Военное начальство решило, что знания и опыт Карла Шильдера — в то время он уже был в чине генерала инженерных войск — больше пригодятся на полях сражений, и проект ракетной субмарины пришлось закрыть.

Морской старт

16 сентября 1955 года с борта дизельной субмарины Б-67 (экспериментального корабля проекта В611), построенной на судоверфи "Севмаш", впервые в мире была запущена баллистическая ракета. Это событие определило дальнейшее развитие морского стратегического оружия в нашей стране.

Пуск выполнялся из надводного положения под руководством Сергея Королева. Пролетев 250 км, флотская ракета Р-11 — детище знаменитого конструктора — приземлилась в заданном районе с точностью, соответствующей тактико-техническому заданию.

Так Советский Союз получил уникальное мощное оружие, которое тут же решено было доработать, чтобы максимально повысить скрытность подводных лодок. А для этого необходимо было научить субмарины стрелять из-под воды. Работу в этом направлении Сергей Королев поручил конструктору Евгению Чарнко, который в то время занимался проектированием зенитных артиллеристских систем.

От автомобилей до ядерного щита

Евгений Чарнко родился 29 марта 1902 года в Москве. В разгар Октябрьской революции погиб его отец, и Евгений вместе со старшим братом был вынужден совмещать учебу в школе и работу на складе авиационного завода. Позднее Чарнко рассказывал, что, едва увидев, как строят первые отечественные самолеты, навсегда заболел техникой и решил поступать в Московское высшее техническое училище (сейчас — Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана). После окончания вуза Евгений Чарнко работал в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте "НАМИ", участвовал в создании автомобилей НАМИ-1 и НАТИ-2.

Впервые проектировать оружие Евгений Чарнко начал в 1933 году в ОКБ-15 Народного комиссариата вооружения СССР. Под руководством конструктора были разработаны и созданы противотанковые авиадесантные пушки Ч-26 ЧК-М1. Через 20 лет, в середине 1950-х, Евгений Чарнко по предложению Сергея Королева начал работать над первым в мире подводным стартом баллистических ракет.

Погружение в тему

В первую очередь решено было доработать баллистическую ракету. Меньше чем за полгода Евгений Чарнко создал новый экспериментальный вариант Р-11, чтобы понять, возможен ли запуск ракетного двигателя (ЖРД) в заполненной водой шахте.

"Р-11ФМ уже была на вооружении нескольких дизельных подлодок, и мы многократно проводили ее пуски при вводе подлодок в боевой состав и при контроле серийных партий ракет. Доработка заключалась главным образом в герметизации корпуса и его упрочнении, что было сложнее сделать по сравнению с твердотопливной ракетой типа "Поларис". Ракета получила индекс С4.7", — рассказывал участник первых подводных ракетных пусков генерал-майор Владимир Дворкин.

Перед тем как запустить ракету с подлодки, команда инженеров под руководством Евгения Чарнко создала специальный погружаемый стенд. В декабре 1956-го с него успешно запустили первый макет ракеты.

Затем для отработки стрельбы в движении была построена специальная подводная лодка с наружными пусковыми шахтами. Первые пуски макетов Р-11ФМ с глубины 15–20 м на скорости 3–4 узла (6–9 км/ч) также были признаны успешными.

Третий и заключительный этап испытаний проводился уже с использованием настоящей ракеты. Однако здесь, по словам Владимира Дворкина, проект ждала череда неудач.

"При первом пуске по какому-то шуму на лодке решили, что ракета вышла из шахты, доложили в штаб, но на обеспечивающем корабле, где находилась вся комиссия, выхода ракеты из воды не зафиксировали. Подлодка всплыла, подошла вплотную к кораблю, крышку шахты открыли, обнаружили в ней ракету и приступили к разбирательству. Но минут через 50 вдруг включился маршевый двигатель и ракета стартовала. После этого возникла паника. Один человек прыгнул в воду, на обеспечивающем корабле все кинулись врассыпную. По счастливой случайности никто серьезно не пострадал, так как из-за небольшого уклона ракеты факел двигателя только слегка опалил людей", — вспоминал участник первых подводных пусков.

И только третья попытка подводного пуска, состоявшаяся 10 сентября 1960 года, прошла успешно. Ракета стартовала с борта лодки Б-67, которая шла на глубине 30 м со скоростью 3,2 узла. Командовал субмариной в этот исторический момент Герой Советского Союза капитан третьего ранга Вадим Коробов.

"В производство ракета не пошла из-за малой дальности полета, но она дала толчок дальнейшим разработкам. В Северодвинске уже серийно строились дизельные лодки 629-го проекта, которые впоследствии были модернизированы под ракеты Р-21, стартующие из-под воды и имеющие дальность до 1400 км", — вспоминал позднее Коробов.

Первоначально разрабатывать новые ракеты для подводных стартов должен был Евгений Чарнко, однако вскоре после первого пуска конструктор перенес инфаркт и попросил Сергея Королева дать ему что-нибудь "поспокойнее". В итоге Чарнко занялся созданием наземной инфраструктуры для лунной ракеты Н-1, а работы по подводному старту возглавил другой знаменитый ракетный конструктор — Виктор Макеев.

Василий Кучушев