«На собственную мозоль». Чем обернётся для России решение Европы о запрете на продажу самолётов
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС решил ввести запрет на продажу России самолётов для гражданской авиации. По её словам, три четверти российских коммерческих воздушных судов построены в Европе, США и Канаде. «Секрет фирмы» обратился к специалистам по авиации с вопросом, насколько серьёзной проблемой станет для России такое решение. По общему мнению опрошенных экспертов, реальные сложности возникнут, если к ограничениям присоединятся США. «Мы запрещаем продажу всех самолётов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Это приведёт к деградации ключевого сектора российской экономики и возможностей страны в области сообщения», — заявила фон дер Ляйен. Как писало профильное российское издание Aviation Explorer, по состоянию на октябрь 2021 года иностранная гражданская авиатехника в российском авиапарке составляла 63%. За последние пять лет отечественные авиакомпании купили почти 600 иностранных самолётов и только 50 отечественных. Заслуженный военный лётчик РФ Владимир Попов считает, что ограничения Евросоюза — это палка о двух концах. «Если мы что-то недополучим по уже оформленным контрактам и договорам, то это не принципиально. Уже имеющейся у наших авиакомпаний техники хватает, чтобы выполнять плановую работу», — заявил эксперт. Он заметил, что сейчас в связи с пандемией перелёты гражданской авиации весьма ограничены. Также у России есть своя гражданская авиация, и хоть её и немного, но она может покрывать потенциальный дефицит. «(Евросоюз. — Прим. "Секрета") наносит удар не столько по нашей экономике, сколько по своей. Если брать производство Airbus, то Италия делает стабилизаторы, крылья делает Франция, собирают всё в Германии. Какой урон экономике ЕС будет? Тут они наступают на собственную мозоль», — считает Попов. Военный лётчик добавил, что если введут ограничения на поставки комплектующих, то в таком случае могут возникнуть определённые проблемы. Тогда может случиться некий «перебой» в эксплуатации. Независимой аналитик авиарынка Дмитрий Адамидов считает, что запрет на поставки европейских самолётов Airbus открывает большие возможности для американских Boeing и канадских Bombаrdier. «Если введут санкции, то для России это будет неприятная история, значит, Airbus не будет присутствовать на рынке. Будем заказывать Boeing и Bombаrdier. Там же пока что американцы не присоединяются к санкциям», — рассказал Адамидов. Эксперт отметил, что на российском рынке гражданских авиаперевозок основные игроки — Boeing и Airbus. Уход последнего производителя самолётов освобождает нишу для американской компании. Если же поставки самолётов и комплектующих к ним ограничит и США, то к этому Россия явно не готова, утверждает Адамидов. Есть вариант с бразильской компанией Embraer, но она не производит самолёты в достаточных для российского рынка объёмах, поэтому технику будет сложно обновлять. В любом случае полный запрет на поставки авиации России «невыгоден самому Евросоюзу и США», подчеркнул собеседник «Секрета». «Это будет очень странное решение. Против производства SuperJet, которые производил подрядчик Airbus, не вводились санкции до последнего момента. Просто им это было выгодно. Поэтому интересно, что скажут остальные и присоединятся ли американцы», — резюмировал он. Фото: Unsplash, Unsplash License