Летом прошлого года стало известно, что Россия выделит до 2030 года 1,5 трлн рублей на развитие авиационной промышленности. Предполагается, что через несколько лет российские предприятия увеличат объем выпуска гражданских самолетов и вертолетов (а также авиадвигателей и комплектующих к ним) как минимум в пять раз. Однако уже сегодня предприятия авиапрома сталкиваются с нехваткой квалифицированных сотрудников, а компетенции выпускников профильных учебных заведений часто оказываются оторванными от реальных потребностей отрасли. Решить эту проблему призван открытый в Уфе производственно-учебный центр авиакластера госкорпорации «Ростех», первый из серии планируемых. Подробнее о центре, его модели обучения, преподавательском составе и перспективах выпускников — в тексте InScience.News.Российский авиапром получит государственную поддержку в размере 1,5 трлн рублей до 2030 года. Эти средства будут направлены на разработку и запуск производства новых российских гражданских самолетов, вертолетов, двигателей и авионики, а также поддержку льготного лизинга отечественной авиатехники.Серийное производство лайнера МС-21 начнется уже в этом году. Фото: ОАКУже в этом году начнется серийное производство новейшего среднемагистрального лайнера МС-21 и многоцелевого вертолета Ка-62. В 2024 году планируется начать выпуск максимально «импортозамещенного» Суперджета и первого российского офшорного вертолета Ми-171А3, за ними последуют региональные самолеты Ил-114 и «Байкал», а также легкий вертолет VRT-500. Все машины будут оснащаться новейшими российскими двигателями и авионикой.Первый российский легкий вертолет VRT-500. Фото: Вертолеты РоссииВсего к 2030 году предполагается произвести около тысячи новых гражданских самолетов и примерно столько же вертолетов (для сравнения — сейчас в год выпускается всего около 20 гражданских самолетов и около 50 вертолетов). Это позволит довести долю отечественных самолетов в российских авиакомпаниях с текущих 10% до как минимум 70, а также кардинально обновить парк отечественной винтокрылой техники, средний возраст которой приближается к 20 годам.Новейший авиационный двигатель ПД-14, который будет устанавливаться на самолет МС-21. Фото: ОДККак рассказал InScience.News замгендиректора Ассоциации авиационных производителей Андрей Петрушинин, утвержденная программа развития авиапрома даст колоссальный импульс всей российской промышленности и станет одним из ключевых драйверов роста экономики России на многие годы вперед. «Увеличение производства авиатехники обеспечит рост спроса на продукцию десятков смежных отраслей — начиная от выпуска алюминия, титана и композитов и заканчивая двигателями, авиационными агрегатами и сложнейшей авионикой. Это даст рост загрузки сотен предприятий по всей России, создаст тысячи новых рабочих мест», — отметил он.Сложнейший технологический уровень продукции авиапрома, а также масштабная автоматизация и роботизация авиационных производств требуют от специалистов и рабочих новых навыков и квалификаций. 25 августа 2021 года в Уфе на базе «Уфимского моторостроительного производственного объединения» (крупнейший производитель авиадвигателей в России, входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию») был открыт первый производственно-учебный центр авиационного комплекса Ростеха, который будет готовить мультиквалифицированные кадры для работы на предприятиях авиапрома.Здание производственно-учебного центра. Фото: ОДКДля центра было построено отдельное здание площадью 14 тысяч квадратных метров. Оно включает в себя как учебные аудитории и лаборатории, так и производственные участки, на которых установлено более 220 современных станков, используемых в реальном цикле изготовления авиационного оборудования. Инвестиции Ростеха в создание центра составили 2,4 млрд рублей. В год здесь будут обучаться более двух тысяч человек.Кадры новой формацииОсновная цель центра — обеспечение предприятий авиакластера Ростеха высококвалифицированными специалистами и повышение качества их подготовки. «С учетом понимания потребности предприятий в высококвалифицированных специалистах, было принято решение о том, чтобы трансформировать модель их подготовки. Сегодня перед нами стоят амбициозные задачи трансформации производственных систем, что позволит увеличить производительность труда и качество продукции. Именно поэтому заводам необходимы высококвалифицированные кадры новой формации», — отметила Людмила Берешева, директор производственно-учебного центра госкорпорации «Ростех» в эксклюзивном интервью для InScience.News.Перед центром стоят три основные задачи: трансформировать программы обучения, развить системы наставничества и эффективно использовать ресурсы для подготовки высококвалифицированных кадров. «Миссия производственно-учебного центра — трансформация производственной системы предприятий авиапрома путем подготовки кадров новой формации», — отметила она.В Центре установлены самые современные станки, используемые в реальном цикле производства авиационного оборудования. Фото: ОДКПредприятия авиакомплекса Ростеха уже сталкиваются с нехваткой специалистов. Не секрет, что престиж профессии рабочего в последнее время сильно упал. Кроме того, зачастую обучение, которое проходят специалисты в организациях среднего профессионального и высшего образования, преимущественно направлено на теорию и оторвано от реального производства.Из-за этого, когда выпускники с дипломами таких организаций приходят на работу на предприятия авиапрома, Ростех вынужден тратить много ресурсов и времени для их переподготовки. «Одна из основных целей — готовить специалистов, максимально адаптированных к задачам производства, с нужной квалификацией и компетенциями», — поделилась директор производственно-учебного центра госкорпорации «Ростех».«Рабочий — это суперпрофессионал»Берешева обратила особое внимание и на то, что сегодня в обществе сложился стереотип, что рабочий — это человек, выполняющий одну и ту же механическую монотонную операцию на станке. «Мы готовим рабочих новой формации, и у нас рабочий — это суперпрофессионал, обладающий компетенциями, позволяющими работать не менее чем на пяти видах станков, способный осуществлять мелкий ремонт и работать в разных цехах», — заявила Берешева.Как же достигается такой уровень профессионализма? Обучение в производственно-учебном центре госкорпорации включает в себя проектные методики. Это означает, что рабочие принимают участие в самых разных процессах производства: от проектирования до сборки узлов. «Наши рабочие понимают не только технологические процессы изготовления деталей, но и основные этапы их проектирования», — рассказала директор центра. Таким образом, это поможет им в будущем контролировать создание детали на этапах моделирования и сборки. То есть развиваются и коммуникативные, и менеджерские способности.Берешева обратила внимание и на то, что производственно-учебный центр госкорпорации «Ростех» не имеет аналогов в России благодаря практико-ориентированному обучению. Студенты занимаются на оборудовании, которое используют на реальных производствах. Благодаря такому подходу рабочие новой формации получат актуальные знания и будут уметь работать по самым современным методикам. «Практико-ориентированное обучение — это обучение, где 30% теории и 70% — практики», — пояснила Берешева. Преподают в центре опытные специалисты с производства, которые понимают все технологические процессы.Программы будущегоСегодня в центре реализуются пять программ обучения. Первая — это подготовка мультиквалифицированных специалистов — станочников широкого профиля, которые обучаются пяти профессиям с получением третьего — четвертого разряда. По этой программе необходимо обучаться два года. Стоит также обратить внимание, что на каждом этапе обучения проходит независимая оценка квалификаций (кроме привычной итоговой аттестации в виде экзамена). Эта проверка знаний проходит в Центре оценки квалификации Союза машиностроителей.Процесс изготовления детали обучающимся. Фото: ОДКВторая программа обучения длится десять месяцев. За это время обучающийся получает одну профессию — слесарь, фрезеровщик, токарь. «Такие рабочие нам необходимы для восполнения кадрового потенциала Уфимского моторостроительного производственного объединения», — отметила Берешева.Третья программа обучения — это повышение разряда или квалификации существующих работников, которым нужен допуск к более квалифицированной работе. Это обучение проходит от двух недель до одного месяца.Еще одна программа представляет из себя переподготовку или получение смежной профессии. Эта программа длится от двух до четырех месяцев — в зависимости от сложности профессии.И наконец, последняя программа — это дуальное обучение, которое реализуется с партнерами, например с Уфимским машиностроительным колледжем — 2 года 10 месяцев и 3 года 10 месяцев. Дуальное обучение представляет из себя совокупное образование от двух организаций одновременно. В колледже студенты осваивают теорию и общие дисциплины, а предприятие дает возможность развивать практические навыки.«Благодаря сотрудничеству с нами колледж получает ресурсы для качественного проведения производственных практик на базе нашего производственно-учебного центра. На данный момент сам колледж не имеет достаточно ресурсов для отработки производственных практик», — отметила Берешева. За время обучения по этой программе студенты получают кроме диплома о среднем профессиональном образовании пять профессий, подтвержденных в независимом Центре оценки квалификаций, а также гарантию трудоустройства. С такими студентами заключается договор о целевом обучении, их гарантированно ждет работа на предприятиях авиакластера Ростеха.«В рамках дуального обучения все студенты проходят практику у нас. Это позволяет им отрабатывать практические навыки и получать набор тех квалификаций и компетенций, которые необходимы в цехах», — прокомментировала Берешева.Мастер и обучающийся. Фото: ОДКПреподают в центре мастера производственного обучения — высококвалифицированные сотрудники с разрядом не ниже пятого — шестого, которые работали на реальном производстве. «Не секрет, что специалист может быть хорошим работником, но это не гарантирует, что он умеет учить и передавать свои знания. Поэтому система подготовки мастеров производственного обучения у нас позаимствована в Германии, адаптирована в соответствии с российскими стандартами, и кроме производственных навыков сотрудник получает также и экономические компетенции, а также психолого-педагогические навыки. Поэтому кандидаты в мастера проходят жесткий отбор», — отметила Берешева. Преподаватели теоретических знаний приходят из колледжей и высших учебных заведений. Сегодня штат преподавателей составляет 20 человек. Он формируется из расчета количества обучающихся — сейчас в центре обучается 600 человек, но всего планируется обучать две тысячи человек в год.Кроме того, центр принимает участие в проекте «Крылья Ростеха». Это программа высшего образования, в которой готовятся авиационные конструкторы и технологи, осваивающие еще и рабочую профессию. «Новая программа позволит конструкторам и технологам погрузиться во все области производственного процесса», — рассказала Берешева.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Facebook и Twitter.