«Шарашки»: почему лучшее оружие Красной Армии создали «зэки»

Такому явлению как «шарашки» посвящен один из ключевых романов Александра Солженицына. «В круге первом» описывает жизнь заключенных ГУЛАГа, советских инженеров, которые вели серьезные исследования в контексте набирающей обороты гонки вооружений. Однако «шарашки» существовали задолго до 1949 года, в котором происходит действие романа. Более того, разработки заключенных внесли значительный вклад в победу советского народа над нацисткой Германией.

«Шарашки»: почему лучшее оружие Красной Армии создали «зэки»
© Русская семерка

Зарождение «шарашек»

Идея использовать не только физическую силу, но и умственные способности заключенных, зародилась в самом конце 1920-х годов, когда по стране прокатилась волна репрессий в рамках борьбы с вредительством. Начиная с Шахтинского дела 1928 года, поиск вредителей был поставлен на конвейер и затронул практически все сферы промышленности. Разумеется, особый спрос был с военных предприятий, ведь Советское руководство прекрасно понимало, что любые проблемы в этой отрасли могут напрямую сказаться на способности осажденной советской крепости отразить агрессию капиталистических государств.

15 мая 1930 года вышел циркуляр об «использовании на производствах специалистов, осужденных за вредительство», подписанный Ягодой и Куйбышевым. Так было положено начало целой системе научно-технических тюрем, узники которых искупали свою вину перед Советской Россией не кровью и потом, а усиленной умственной деятельностью. Однако первый опыт использования «шарашек» не был особенно продолжительным. Уже в 1934 году было принято решение о сворачивании научно-технических тюрем.

Однако в 1938 году с новым витком предвоенных репрессий, Николай Ежов возродил идею своих предшественников в виде Отдела особых конструкторских бюро НКВД СССР, или 4-го спецотдела. В разное время в «шарашках» успели потрудиться такие гении технической мысли, как ракетостроитель Сергей Королев, будущий создатель Останкинской башни Николай Никитин, авиаконструктор Андрей Туполев, и, конечно, сам Александр Солженицын в качестве математика.

Конечно, «шарашки» считались тюрьмами, однако условия жизни в них были в разы лучше, чем у тех же строителей Беломорканала. Более того, опальные ученые, особенно в годы войны, жили лучше, чем средний советский человек. Государство было заинтересовано в том, чтобы осужденные специалисты хорошо питались, получали медицинскую помощь и жили в относительном комфорте. Да и лояльность к столь полезным заключенным была значительно выше.

Историк Владимир Малых приводит весьма показательную историю об Андрее Туполеве. Однажды авиаконструктор решил пожаловаться (!) Берии на недостаточно разнообразное питание. Лаврентий Павлович в характерной манере ответил, дескать, что мне, ресторанного повара пригласить? На что Туполев лукаво заметил, что приглашать не обязательно, достаточно просто арестовать. Такая опасная колкость не только не вышла боком специалисту. Наоборот, тюремное меню действительно стало разнообразней.

И, конечно, за успешные разработки заключенным значительно урезали сроки. Так, Королев в 1938 году был внесен в список расстрельной категории. На суде ему сначала дали 10 лет, потом срок сократили до 8. Вышел на свободу Королев досрочно, в 1944 году, через некоторое время после успешного испытания самолета с реактивным двигателем.

Вклад в Победу

Одними из наиболее известных детищ «шарашек» считаются самолеты Пе-2 и Ту-2. Ту-2, двухмоторный скоростной бомбардировщик, многими исследователями считается лучшим в своем классе. Он мог отправляться на боевые задания без сопровождения истребителей, а по скоростным характеристикам серьезно превосходил любую модификацию немецкого истребителя Messerschmitt Bf.109H. Однако Ту-2 мог не только уйти от преследователей. Самолет был оснащен несколькими пулеметами разного калибра, что превращало его в своего рода воздушную крепость.

История создания Ту-2 показана в советском фильме «Поэма о крыльях» 1979 года. Проект нового бомбардировщика был разработан в 1939 году, а спустя два года летчик Михаил Нюхтиков выполнил первый испытательный полет. После ряда доработок Ту-2 был выпущен в серийное производство уже в сентябре 1941 года. А за несколько месяцев до этого из «шараги» освободили и самого Туполева со снятием судимости и наградой в виде звания генерала-майора.

Массовое поступление самолета в войска началось только в 1944 году, уже на заключительных этапах противостояния с Германией. Поэтому основной боевой опыт новая машина получала на Дальнем Востоке, в боевых действиях против Японии. В СССР Ту-2 использовался до 1950-х годов, когда в советской авиации произошел переход на реактивные двигатели. Однако, как и в случаях со многим другим советским оружием, бомбардировщик продолжал состоять на вооружении многих стран социалистического лагеря. В частности, китайские Ту-2 появлялись в корейском небе во время конфликта на полуострове.

Интересна судьба и создателя пикирующего бомбардировщика Пе-2. Владимир Петляков, как и Туполев, попал под следствие в 1937 году по делу о вредительстве. Тогда он получил 10 лет исправительных лагерей. Однако, после успешного испытания самолета Пе-2, разработанного Петляковым в «шарашке», конструктор был не только выпущен на свободу в 1940 году, но и получил Сталинскую премию первой степени. Таким образом, Петляков всего за несколько месяцев прошел путь от «зэка» до лауреата самой престижной премии в СССР.

Пе-2 начал поступать в части уже в 1941 году. На тот момент это был первый максимально электрифицированный советский самолет. Именно новая система помогала машине успешно выходить из пикирования даже под углом 75 градусов, что было слабым местом многих самолетов этого типа. Пе-2, или «Пешка», стал самым массовым советским бомбардировщиком. Его использовали для атак на вражеские колонны, аэродромы, а также для разведки и сброса агитационных листовок на оккупированных территориях. Пе-2 принимал участие в Курской битве, боях за Харьков и Днепр, а также во время продвижения Красной Армии по Белоруссии. После войны Пе-2 использовались в союзных СССР странах, в частности в Польше и Чехословакии.

Конечно, «шарашки» внесли свой вклад не только в авиацию. Разработка легендарной системы залпового огня «Катюша» также велась учеными, отбывавшими наказание за вредительство. За время своего существования «шарашки» показали себя весьма эффективно. У работавших ученых была серьезная мотивация: за успешное выполнение государственного заказа практически гарантированно ожидало освобождение. А желание «схалтурить» сразу сходило на нет. Более того, собранные в одном месте специалисты были лишены многих отвлекающих факторов. Не было между ними и столь характерной для научного мира конкуренции, корпоративного шпионажа и стремления к личному обогащению. Другими словами, в созданных условиях все были равны и преследовали одну общую цель.